Как бороться с вредными привычками у детей?

Как бороться с вредными привычками у детей?Психологи уверяют, что трудно найти людей, у которых не оказалось бы вредных привычек. Часто человек даже не замечает, как раскачивается на стуле, щелкает пальцами, грызет карандаш, употребляет слова-паразиты, не придает особого значения, когда матные слова проскальзываютв речи. Подобные действия кажутся достаточно безобидными, не доставляющими особых неудобств окружающим. Однако специалисты обращают внимание на то, что они негативно влияют на физическое и психологическое состояние, отражаются на культурном уровне, определяют положение человека в обществе. Нужно учитывать, что любые привычки формируются в детстве и постепенно становятся манерами поведения, не зря пословица гласит, что привычка — вторая натура человека. Заботливые родители, понимая это, стараются так воспитывать свое дитя, чтобы привить как можно больше положительных, позитивных, навыков. Поэтому полезно знать, как появляются вредные привычки у детей и как устранить их, если они уже закрепились в поведении.

Если у ребенка появилась привычка..

Слово «привычка» (от английского «habit») означает склонность к чему-либо, ставшее постоянным, привычным.

По утверждению специалистов, любая привычка (и хорошая, и плохая) формируется постепенно, когда ее действие повторяется изо дня в день, закрепляется и становится ритуалом. Обычно это происходит на каким-либо психологическом фоне — позитивном или негативном.

Например, вот как психологи объясняют привыкание малышей к нежелательным действиям: на фоне дефицита родительского внимания дитя начинает сосать палец или обкусывать ногти, успокаивая себя подобным способом. Постепенно при любом стрессе или потрясении ребенок, как за соломинку, хватается за свой пальчик.

Такой же механизм формирования свойственен другим вредным навыкам.

Какие бывают вредные привычки?

Как бороться с вредными привычками у детей?

Как бороться с вредными привычками у детей

Как бороться с вредными привычками у детей?

Важно: бесполезно искать какие-то особенные способы борьбы с нежелательными проявлениями у дошколят. Рецепт прост: как можно раньше прививать ребенку полезные навыки и умения, на основе которых будут формироваться полезные привычки. Они не только облегчат жизнь малыша, но и дадут ему возможность в дальнейшем занять достойное положение в среде сверстников, полноценно общаться с окружающими, не стыдиться своих каких-либо негативных склонностей.

Что специалисты рекомендуют родителям, чтобы научить детей избавляться от вредных привычек?

Игры и упражнения

Основной деятельностью для дошкольников является игра, поэтому игровые действия помогают в ненавязчивой форме рассказать детям про вредные привычки, посмеяться над персонажами, у которых они есть, познакомить их с полезными навыками, порассуждать, как правильно повести себя в той или иной ситуации. Родители могут воспользоваться играми, которые предлагают специалисты, а могут и сами на их основе придумать интересные игровые задания и упражнения. Например,

Игра «Две дорожки»

Цель такой игры — снять нервное напряжение, которое нередко испытывают малыши, вследствие чего и рождаются привычки. В этой игре взрослый предлагает малышу рассмотреть рисунок с красной (полезной) и серой (вредной) дорожками, расходящимися в разные стороны. Вдоль дорожек растут яблони.

Взрослый называет определенное действие, а ребенок должен правильно развесить яблочки (вырезанные кружочки красного и серого цвета): красные — на дерево с полезными привычками, серые — на дерево с вредными привычками.

Для поддержания интереса можно подобрать картинки с соответствующими манерами поведения:

Как бороться с вредными привычками у детей?

«Полезные яблочки»

  • Чистить зубки
  • Часто умываться
  • Мыться и купаться
  • Не опаздывать в детский сад
  • Убирать свои игрушки
  • Аккуратно вешать свою одежду
  • Делать физзарядку
  • Вытирать рот салфеткой
  • Правильно пользоваться вилкой и ножом
  • Здороваться и прощаться
  • Благодарить взрослых и других детей
  • Помогать женщинам носить сумки
  • Пропускать старших и девочек вперед
  • Уступать место старшим

Как бороться с вредными привычками у детей?

«Вредные яблочки»

  • Разбрасывать игрушки
  • Постоянно смотреть телевизор
  • Разговаривать во время еды
  • Плеваться едой
  • Грызть ногти
  • Сосать пальцы
  • Раскачиваться на стуле
  • Дергать за одежду
  • Быть непричесанным
  • Брать без спроса чужое
  • Разводить беспорядок
  • Разбрасывать свою одежду
  • Толкать малышей
  • Грубить старшим

Игровое упражнение «Доскажи словечко»

В игре важно правильно обозначить и закрепить положительные действия. Взрослый начинает фразу, а ребенок продолжает:

  • Чтобы грязь не собирать, ногти надо … (подстригать).
  • Даже маленькие хрюшки обожают чистить … (ушки).
  • Ноги, руки мыть не лень в душе губкой каждый … (день).
  • Для аккуратной прически носим мы всегда … (расчески).
  • Стать здоровым ты решил, значит, соблюдал … (режим).
  • Вечно грязный я хожу, с мылом щеткой не дружу. И меня не потому ли называют все … (грязнуля).
  • Я люблю покушать сытно, много, вкусно, аппетитно. Ем я все и без разбора, потому что я … (обжора).
  • Вещи всюду я бросаю и найти их не могу. Где штаны? А где рубаха? Я не знаю. Я — … (неряха).
  • Все мы любим умываться и опрятно одеваться. Солнце, воздух и вода — … (наши лучшие друзья).
  • Если хочешь быть здоровым, крепким, сильным и веселым, свои вредные привычки ты скорей сожги, как … (спички).

Такое упражнение можно обогатить игрой с мячом: взрослый читает начало стиха и бросает мяч ребенку. Тот заканчивает фразу и возвращает мяч.

Стихи и загадки

Как бороться с вредными привычками у детей?Художественное слово занимает большое место в жизни ребенка. Всем хорошо известно, как маленькие детки любят, чтобы им читали книжки, легко запоминают веселые короткие стишки и загадки, помногу раз пересказывают любимые сказки. Взрослые могут воспользоваться детской особенностью, чтобы использовать стихи для детейо вреде дурных привычек, о том, как они мешают жить и вызывают насмешки со стороны окружающих. Просто идеально, особенно старшим дошколятам, для этой цели подходят «Вредные советы» Г. Остера, в которых высмеиваюткаждую вреднуюпривычку:

Нет приятнее занятья, Чем в носу поковырять. Всем ужасно интересно, Что там спрятано внутри. А кому смотреть противно, Тот пускай и не глядит. Мы же в нос к нему не лезем,

Пусть и он не пристает.

Если ты пришел к знакомым, Не здоровайся ни с кем. Слов: «пожалуйста», «спасибо» Никому не говори. Отвернись и на вопросы Ни на чьи не отвечай. И тогда никто не скажет

  • Про тебя, что ты болтун.
  • Или вместе с ребенком можно декламировать в любых ситуациях небольшие стишки и загадки:

Пятерня! Пятерня! Выручаешь ты меня: Если надо мне сморкаться Я сморкаюсь пятернёй. С ней не надо расставаться- Пятерня всегда со мной! – Но не лучше ли, дружочек, Если все-таки в платочек?

( С. Михалков)

Как бороться с вредными привычками у детей?

  1. Я шагаю напрямик.
  2. Ускользает, как живое, Но не выпущу его я. Белой пеной пенится,
  3. Руки мыть не ленится. (Мыло)
  4. Костяная спинка, Жесткая щетинка, С мятной пастой дружит,
  5. Нам усердно служит. (Зубная щетка)
  6. Лег в карман и караулит Реву, плаксу и грязнулю. Им утрет потоки слез,
  7. Не забудет и про нос. (Носовой платок)
  8. Очень много здесь зубков Для кудрей и хохолков. И под каждым под зубком
  9. Лягут волосы рядком. (Расческа)

У родителей всегда должны быть в запасе воспитательные приемы, которые дадут возможность предотвратить вредные привычки и их социальные последствия. А если таковые уже появились, то немедля нужно пустить в ход все способы, чтобы быстро избавить свое чадо от нежелательных действий.

Психологи уверяют — в первую очередь, необходимо понять, на что указывает появившаяся привычка: может быть, у ребенка появилась потребность быть ближе к родителям, общаться с ними, или у него высокая тревожность, страх, нервозность, или малышу не хватает знаний о правилах поведения в обществе.

Это, пожалуй, самое сложное — разобраться! и самостоятельно определить главную причину появления привычки. На помощь всегда придет специалист, но все же вредная привычка — сигнал того, что имеется проблема не только у ребенка, но и в семье.

Специалисты предлагают родителям на фоне установленной причины наиболее доступные способы устранения:

Изменение поведения: появление нервозности, неожиданные капризы, неоправданный страх могут свидетельствовать о том, что ребенок испытывает дефицит внимания со стороны взрослых.

Чтобы предотвратить появление нежелательного навыка (сосать пальчики, грызть ногти, накручивать волосы), родители должны проявить усиленную заботу и внимание.

Даже грудничкам, чтобы предотвратить вредные привычки у детей, в целях профилактики необходимо уделять как можно больше внимания, общаться, играть, разговаривать, носить на руках, разнообразить впечатления сменой игрушек, обстановки. С детками постарше психологи предлагают:

Как бороться с вредными привычками у детей?

  • чаще играть в развивающие игры (настольные «Чудесный мешочек», «Пазлы», «Собери картинку»; спортивные «Летает — не летает», «Доскажи словечко», «Загадки — отгадки»),
  • заниматься творчеством (рисованием, лепкой, конструированием), что помогает не только успокоить малыша, но и увидеть причину нервозности («Нарисуй, чего ты боишься больше всего», «Добрый — злой человечки», «Моя семья», «Любимый сказочный герой», «Страшная ситуация»),
  • чаще организовывать целенаправленные прогулки на природе(собирать шишки, желуди, красивые листья для поделок),
  • устраивать интересные экскурсии и поездки всей семьей.

Важно:добиваться, чтобы ручки и мысли ребенка были постоянно заняты. Кроме того, совместные увлекательные действия взрослых и детей помогут почувствовать защиту, любовь близких, снять страхи и нервное напряжение, устранить недостаток телесного контакта.

Повышение самооценки: у средних и старших дошколят вредные привычки, как психологические заменители, могут появиться на фоне неуверенности в своих силах, неудовлетворенности своим положением в среде сверстников.

Родители обязательно! должны помочь ребенку повысить социальный статус, самоутвердиться в своих силах, улучшить самооценку. Доступны для семейного воспитания такие приемы, как чтение художественных произведений, сказок, просмотр мультфильмов, рассматривание картинок, где герои ведут себя соответствующим образом.

Например, хорошо подойдут произведения Н.Носова («Живая шляпа», «Мишкина каша», «На горке»), В. Осеевой («Три товарища», «Синие листья», «Плохо»).

Как бороться с вредными привычками у детей?Использование наказаний и поощрений: иногда родители или по незнанию, или заблуждаясь, используют кардинальное воздействие на ребенка. Например, могут мазать пальчики горчицей, лишать прогулки, сладостей, походов в цирк или театр, стыдят в присутствии посторонних, могут унижать, отказывать в ласках, использовать физические наказания. Психологи выступают категорически против таких методов воздействия, так как они только вредят, а не решают проблему. Да, наказание возможно, если взрослые замечают, что ребенок использует негативный навык как манипуляцию для достижения своих целей. Например, мама не разрешает долго лежать в постели и побуждает к выполнению режима, а бабушка, чтобы не нервировать ребенка, делает ему послабление, разрешая поспать, полежать, посмотреть телевизор. Поняв это, ребенок начинает манипулировать, нарочно выполняя действие, которое огорчает взрослых: дергать головой, раскачиваться на стуле, грызть ногти, капризничать.

Важно: наказание предусматривает осуждение, насмешку, но не ребенка, а дурной привычки. Можно посмеяться над сказочным персонажем или героем рассказа, у которых отсутствуют хорошие манеры поведения.

Зато малейшее достижение дошколенка, который стремится избавляться от дурных склонностей, должно быть обязательно отмечено взрослыми.

В награду можно посетить детское кафе, чтобы малыш смог продемонстрировать хорошие манеры, или сходить в гости к друзьям, или организовать поездку на пикник с другими детками.

Единство семейных требований к ребенку: психологи обращают внимание родителей на то, что главное в воспитании — никаких разногласий. Все члены семьи должны быть едины в требованиях к ребенку. Например, капризы и плохие манеры должны быть замечены, осуждены всеми близкими. Для этого нужна предварительная договоренность между всеми взрослыми, окружающими ребенка.

Читайте также:  Вартнер нейл эксперт от грибка ногтей: отзывы, цена, инструкция по применению

Использование положительного примера: хорошо, если весь образ жизни семьи является примером для ребенка. Тогда появление вредных привычек у детей будет ничтожно мало, так как дошкольник любит подражать тем людям, которые для него авторитетны.

Однако, помимо близких, примером может стать любимый сказочный герой, персонаж мультфильма, друг по детскому саду, старший товарищ. Родителям полезно сделать акцент на положительных манерах поведения, предложить ребенку подражать тем людям, которых он любит.

  1. Сделайте так, чтобы жизнь вашего ребенка была насыщенной событиями: интересный семейный досуг, чтение книг, совместное просматривание мультфильмов, посещение кружков и секций по интересам, активное общение со сверстниками. Тогда не останется время на формирование дурных навыков.
  2. Будьте в курсе всех событий, в которых оказывается ваш ребенок: с кем дружит, что любит, о чем мечтает, что его тревожит, с кем поссорился. Ваше дитя почувствует, что родители его защищают, заботятся, волнуются о нем, и тогда не нужны будут защитные действия в виде привычек.
  3. Старайтесь знакомить детей с новыми играми, развлечениями, покажите, как можно разнообразить известные игры. Это увлечет детей и заставит забыть о дурных привычках.
  4. Посоветуйте ребенку, как правильно взаимодействовать со сверстниками, научите правилам общения: можно пригласить друзей вашего ребенка в гости, пойти с ними в театр, организовать развлечения. Это поможет закрепить положение ребенка в среде сверстников, обратить внимание на манеры поведения других детей.
  5. Научите своего малыша всем необходимым правилам поведения в обществе, возможно, ему не хватает знаний. Хорошие манеры, закрепленные в поведении детей, явятся сдерживающим механизмом в проявлении дурных наклонностей.
  6. Постарайтесь овладеть приемами снятия напряженности и тревожности у вашего ребенка: массажем, успокаивающими упражнениями, музыкой.
  7. Как бороться с вредными привычками у детей?Сделайте образом жизни всей семьи режим, правильное чередование занятий и отдыха, занятия спортом, подвижными играми. Такие действия научат детей правильно организовать свой день, тогда не останется время на скуку, лень, негативные занятия.
  8. Постарайтесь приобщить детей к хобби, которым занимаетесь сами. Помогите малышу находить удовольствие от творческих занятий, чтения книг, прогулок, чтобы это не было нужно делать через вредную привычку.
  9. Если вы обнаружили у ребенка склонность к вредной привычке, не оставляйте его без внимания и привлеките к этому всех домочадцев.
  • …наказывайте ребенка за дурную привычку;
  • …стыдите в присутствии других людей за неправильные действия малыша;
  • …запрещайте ребенку выражать свой гнев (научите его делать это правильно);
  • …акцентируйте внимание дошкольника на его слабостях, лучше переключите внимание на позитивные занятия;
  • …отбирайте сразу предметы, даже если они вызывают вредные привычки у детей (сосание, грызение), найдите позитивные заменители (игрушки для мелкой моторики).

Источник: https://myintelligentkids.com/kak-izbezhat-poyavleniya-vrednyx-privychek-u-detej

Как бороться с вредными привычками у детей?

Наталья Клишина · 18.11.2014

Как бороться с вредными привычками у детей?Вредные привычки у малышей бывают самые разные, но наиболее распространённые из них – когда ребёнок вырывает или теребит свои волосы, грызёт ногти, карандаши или ручки. Бывают и необычные привычки: некоторые дети грызут костяшки на руках или кусают щёки изнутри. Естественно, родители задаются вопросом: возможно ли научить детей самоконтролю своих действий, или без обращения к психологам сайта http://semeinyi-psiholog.ru/ не обойтись?

Что делать?

Что же делать, если вы заметили, что у ребёнка появилась вредная привычка:

  1. Чаще всего у ребёнка появляются вредные привычки, когда он испытывает большое напряжение или не уверен в себе. Поэтому успокойте ребёнка и скажите, что все трудности преодолимы. Дома он должен расслабляться, ведь напряжения ему и в школе хватает.
  2. Поддерживайте, хвалите и подбадривайте ребёнка. Регулярно показывайте ему, что его собственные успехи не остаются незамеченными. Сделайте всё, чтобы ребёнок был уверен в своих силах
  3. Никогда не требуйте от ребёнка, чтобы он «прекратил немедленно». Это может спровоцировать не только нервный срыв, но и стать причиной появления хронических тиков.
  4. Даже если вы поддерживаете ребёнка, а вредные привычки не уходят, то следует обратиться к психоневрологу или невропатологу.

Случается так, что ребёнок грызёт ногти или вырывает волосы совсем не из-за страхов или тревоги. Многие дети так себя ведут, когда скучают или чем-то возбуждены. Семилетний ребёнок может даже не замечать, что он это делает. И чтобы ему помочь, вы просто должны забыть об этом. Потому что, если вы привлечёте внимание ребёнка к этому, то это сможет перерасти в хроническую привычку.

Дети, которых оставили в покое, чаще всего перерастают следовать этим привычкам. Когда девочка достигает возраста, в котором она захочет иметь красивые руки, то она перестанет грызть ногти. А мальчики в большинстве сами перестают грызть ногти до 13-ти лет.

Как бороться с вредными привычками у детей? Дорогие читатели и мои друзья. Буду признательна, если вы расскажете об этой статье вашим друзьям. Сделать это очень просто: нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь с друзьями этой информацией. Спасибо!Как бороться с вредными привычками у детей?

  • С любовью и теплотой к вам, Наталья Клишина, мама двоих детей, педагог, хореограф, музыкант, Консультант по уходу за ребенком до 10-ти лет, Консультант по вопросам подготовки к школе,
  • автор проекта «Растет дочка, растет сын»

Друзья, я всегда с большим интересом читаю все ваши комментарии к моим статьям. Если статья вам понравилась, оставьте, пожалуйста, свой отзыв. Ваше мнение очень важно. Это позволит сделать наш сайт более интересным и полезным. Заранее спасибо!

Источник: https://mother-and-baby.ru/kak-borotsya-s-vrednyimi-privyichkami-u-detey.html

Как бороться с вредными привычками у детей?

Даже у самых милых, послушных и замечательных деток всегда найдется парочка вредных привычек. То в носу, понимаешь ли, увлеченно ковыряется, то ногти грызет, то еще что-нибудь придумает, столь же «вредное»…

Все мамы пытаются искоренить вредные привычки у детей, и у каждой есть свой секретный арсенал борьбы. Женский сайт Sympaty.net  сегодня делится советами, как бороться  с вредными привычками у детей.

Как бороться с вредными привычками у детей?

Причины появления вредных привычек у детей

У совсем маленьких деток – до 3 лет – такие вредные привычки,  как сосание пальчика, уголка подушки или части одежды, ковыряние в носу,  постоянное раскачивание из стороны в сторону, как правило, направлены на то, чтобы успокоиться.

Это может быть следствием внутренних страхов и тревожности ребенка. Часто  вредные привычки у детей, вызванные внутренним стрессом, проявляются перед засыпанием. Понаблюдайте, как   засыпает ребенок, входит ли в его ритуал засыпания  то, что вы считаете его вредной привычкой.

Возможно, так он пытается расслабиться и успокоить сам себя.

Другой вариант – понаблюдать, в каких ситуациях  в течение дня проявляются вредные   привычки. Ребенку скучно или грустно, он предоставлен сам себе или только что понервничал по какой-то причине – вот он и пытается механически восстановить свое душевное равновесие.

Что делать?

Общее мнение детских психологов – не надо акцентировать внимание на вредной привычке путем ее запрета.

Нужно мягко переключить ребенка на что-то другое: предложить ему поиграть, вовлечь в какое-нибудь совместное занятие с мамой, просто приласкать.

Создайте свой семейный ритуал отхода ко сну, в котором ребенок побудет какое-то время в центре внимания: почитайте ему книжку, поиграйте в спокойную игру.

Sympaty.net подчеркивает: очень часто в основе вредных привычек у детей лежит дефицит внимания и маминой ласки. Поэтому из недолюбленных и недоласканных в детстве детей  вырастают  закомплексованные взрослые.

Когда ребенок делает себе больно

Отдельно скажем  о  таких вредных привычках у детей, которые сопровождаются болевым синдромом: грызть и обкусывать ногти, губы, внутреннюю часть щеки, с силой теребить   и вырывать волосы или другим способом делать себе больно.

Это уже более серьезное проявление невроза. Такие вредные привычки характерны для детей замкнутых, робких, неуверенных в себе. Они очень остро переживают  свое несоответствие требованиям взрослых и пытаются таким способом себя «наказать».

Самое очевидное правило – не ругать, не критиковать и не наказывать. Иначе своими действиями вы только усилите невроз. Если ребенок сделал что-то не так, спокойно   объясните, почему это неправильно. «Я знаю, что ты сделал это нечаянно. В следующий раз у тебя все получится как надо» — вот пример нормальной маминой реакции.

Таких деток обязательно нужно часто хвалить и поддерживать – ведь только от вас зависит, перейдет ли их неуверенность в собственных силах  во взрослую жизнь.

Этот «ужасный» детский онанизм

Как правило, родители впадают в шок, когда видят, что их милое дитя постоянно трогает себя «там» и со временем начинает предпочитать это занятие многим другим вещам.

 На самом деле «ужасным»  это занятие считаем  только мы, взрослые, со своими стереотипами. Маленькие  делают это совершенно неосознанно.

Изучать свои половые органы  прикосновениями для них столь же естественно, как и все остальные части тела – ушки, нос, ножки…

Дети постарше могут начать постоянно трогать себя за половые органы просто потому, что это интересно и дает приятные ощущения.

Задача родителей тут – не создавать благоприятных условий для онанизма: не позволять ребенку долго валяться без сна в кровати, следить за тем, чтобы белье было удобным и не раздражающим  кожу, регулярно подмывать ребенка (но без фанатизма!) и  убедиться в том, что у него нет никаких раздражений на половых органах  и зуда.

Проверено: если ребенок ведет здоровый образ жизни, много двигается и правильно питается, риск появления интереса к онанизму у него минимален. Поэтому поощряйте его увлечения, хобби, запишите мальчика в спортивную секцию, а девочку – на танцы.

Если ничего не помогает избавиться от вредных привычек

Если,  несмотря на все вышеперечисленное и  усилия  родителей, вредные привычки у детей сохраняются   длительное время  или даже прогрессируют, стоит посоветоваться с неврологом и детским психологом.

Еще раз напомним, что в основе всех вредных привычек у детей лежат какие-то психологические проблемы. Но родительское внимание, теплая и доброжелательная атмосфера дома, любовь и поддержка способны творить чудеса!  Сделайте вашего малыша счастливым и уверенным в себе ????

——
Автор – Мама Пума, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная

Для копирования этой статьи Вам не нужно получать особое разрешение, однако активная, не закрытая от поисковиков ссылка на наш сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА! Пожалуйста, соблюдайте наши авторские права.

Источник: https://www.sympaty.net/20110719/kak-borotsya-s-vrednymi-privychkami-u-detej/

Вредные привычки у ребенка: виды, причины, профилактика, последствия и способы устранения

Привет всем! Каждый человек проходит эмбриональное развитие и на разных стадиях человек изменяется, у него формируются новые привычки и нормы поведения. К сожалению, у каждого человека имеются вредные привычки и возраст здесь играет малую роль.

Вредные привычки бывают как у взрослых, так и у подростков, а также у детей более младшего возраста. Взрослым избавиться от таких привычек проще, в то время как для детей это более трудновыполнимая задача и зачастую эти привычки играют очень отрицательную роль в жизни детей.

Статья разбирает вредные привычки у детей и приводит варианты решения проблемы.

Что такое вредные привычки у ребенка?

Вредные привычки у ребёнка — это действия ребёнка, которые по общественным или семейным правилам признаются плохими и нежелательными для совершения. С психологической точки зрения привычками называются действия, которые ребёнок повторяет, но зачастую не делает этого осознанно.

Читайте также:  Лечение болезней печени, лечение желчного пузыря и поджелудочной железы

Ключевые причины, почему дети такое делают:

  • наличие проблем психологического или физиологического плана;
  • попытки привлечь к себе чужое внимание;
  • попытки себя успокоить или развлечь;
  • подражание старшим или детям своего возраста.

Виды вредных привычек у детей

Такие привычки у детей подразделяются на следующие виды: патология и норма.

Первый вид включает в себя:

  • покусывание ногтей, губ, пальцев или иного;
  • сосание пальцев;
  • выдергивание волос и так далее.

Второй вид включает в себя:

  • использование нецензурной лексики;
  • ковыряние в носу;
  • чавканье и так далее.

Причины вредных привычек у детей

В первый вид входит куда большее количество привычек и все они разные, но происходят от одинаковых причин: строгость воспитания со стороны родителей, мало заботы и внимания. Выполняя по привычке такие действия, дети компенсируют всё это и пытаются себя успокоить.

Привычки второго вида тоже может быть много, они являются следствием того, что родители не привили ребёнку правильные культурные ценности.

Как вредные привычки влияют на ребенка?

Любая вредная привычка оказывает негативное влияние на ребёнка и его социальную жизнь. Если их своевременно не устранить, то они негативно скажутся на здоровье и общественной репутации ребёнка. Подробнее о вредных привычках детей дошкольного и школьного возраста, а также их вреде, приведено ниже.

Вредные привычки у детей дошкольного возраста

Наиболее частые вредные привычки детей такого возраста:

  • сосание пальцев;
  • кусание ногтей, карандашей;
  • ковыряние в носу;
  • ябедничество;
  • ругательство.

Вредные привычки у детей школьного возраста

К наиболее частым вредным привычкам детей такого возраста могут относиться все те привычки, что могут быть и у детей дошкольного возраста, в особенности, если никто не работал над их устранением. Кроме того, в школьные годы могут наблюдаться такие вредные привычки:

  • алкоголизм;
  • употребление наркотиков;
  • жевание жвачки;
  • зависимость от TV или смартфона.

Как избавить ребенка от вредной привычки?

Как же отучить ребёнка от вредной привычки? Существует следующий алгоритм, который поможет бороться с проблемой и решить её:

  • Определить причину возникновения привычки.
  • Поговорить с ребёнком, чтобы он осознал, что это плохая привычка.
  • Помогать ему избавиться от этой привычки.

В зависимости от привычки, есть следующие варианты, как избавить от неё ребёнка:

  • сосание пальцев — нужно сыграть с ребёнком в игру: мальчикам объяснить, что пальчики тоже живые и если их сосать, им будет больно. Девочкам рассказать о том, что у девушек должны быть красивые пальчики и, если они продолжат сосать их, то красота будет утрачена;
  • покусывание ногтей, карандашей — чаще всего, дети делают это из-за нервов и попытки выяснить причины часто могут не дать результатов. Поэтому детям нужно рассказать про последствия такой привычки (например, про микробов и их негативное влияние на организм);
  • ковыряние в носу — часто дети делают это из-за недостаточной влажности в помещении, поэтому стоит её повысить, а ребёнку рассказать, что это некрасиво и вредно, так как ковыряние в носу приводит к уничтожению естественных фильтров, которые располагаются в носовом проходе;
  • ябедничество — обычно ябедничают маленькие дети и во многом потому, что не понимают своих поступков. С ними надо поговорить, объяснить разницу того, как стоит и не стоит поступать, после этого привычка скорректируется.
  • воровство, обман — такие поступки чаще тоже происходят из непонимания, что есть хорошо, а что — плохо. Ребёнку нужно охарактеризовать эти поступки, пояснить их негативные последствия. Для простоты понимания, пояснение ему можно давать, показав какой-то тематический мультфильм;
  • жевание жвачки, ругательство, курение, алкоголизм, употребление наркотиков — такие привычки являются следствием подражания. Первое, что необходимо сделать — проговорить вред данных привычек, а далее, в зависимости от степени привычки, возможно придется прибегать к лечению у специалистов, потому что такие привычки быстро вызывают зависимости, которые в домашних условиях уже не решить;
  • зависимость от TV, компьютера и смартфона — эта привычка часто появляется у детей, так как сейчас таков современный мир. Нужно пояснить ребёнку о вреде такой зависимости (головные боли, быстрая утомляемость, проблемы со спиной и зрением) и отвлекать его на иные, более подвижные игры или интересные задачи, которые требуют решения.

Профилактика вредных привычек у детей и подростков

Как уберечь детей от возникновения вредных привычек? Успешная профилактика достигается путём выполнения следующих рекомендаций:

  • Своевременные рассказы о том, что есть хорошо, а что плохо. Рассказы о плохих привычках и о том, какое негативное влияние они оказывают на здоровье.
  • Проявление внимания к ребёнку, решение его проблем и беспокойств своевременным образом.
  • Привитие правильных культурных ценностей.
  • Правильное питание и планирование корректного распорядка дня.
  • Родители должны поддерживать связь с воспитателями и учителями, чтобы быть в курсе поведения своего ребёнка в обществе и своевременно проводить воспитательную работу дома, если она необходима.

Последствия вредных привычек

Мы уже разобрались, почему у детей различного возраста появляются вредные привычки и как им можно противостоять.

Всегда стоит заниматься профилактикой вредных привычек, чтобы избежать негативных последствий в будущем.

Не стоит также забывать, что если простая вредная привычка у вашего ребёнка перетекла в серьёзную зависимость, то здесь потребуется консультация соответствующего специалиста.

С уважением Алексей!

Источник: https://lexin-blog.ru/vrednye-privychki-u-rebenka.html

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b73c8c1f43a0900a9f1263b/5c3357bd8c276f00aa0e97fe

Консультация (младшая группа) на тему: Как бороться с вредными привычками ребенка. | Социальная сеть работников образования

      КАК БОРОТЬСЯ С ВРЕДНЫМИ ПРИВЫЧКАМИ РЕБЕНКА

                                                                                                          На заметку!Отчего появляются вредные привычки?

 Обычно изначальной причиной дурных привычек становится недостаток родительского внимания, тепла и любви. Дети тонко чувствуют, любят их родители или нет, тепло к ним относятся или равнодушно. С помощью одинаковых привычных действий ребёнок успокаивает себя, когда ему грустно, скучно или одиноко. Например, сосание пальца подсознательно напоминает малышу о том счастье и комфорте, который он испытывал, находясь в утробе матери. Иными проявлениями, связанными с недостатком родительской любви и заботы, может быть тревожность, скука и даже иногда желание во всём копировать взрослых. А порой дети специально делают что-то запрещённое, чтоб обратить на себя внимание, понимая, что родители будут реагировать на это агрессией! Что главное в борьбе с вредными привычками? Главное — держите себя в руках, не давите на ребёнка, не проявляйте чрезмерной строгости. Чем больше малыш будет чувствовать от вас недостаток тепла, тем больше разовьётся его вредная привычка. Если вы заметите, что кроха ковыряется в носу, раскачивается, прикусывает щёку или губу, грызёт ногти — постарайтесь переключить его внимание. Например, займитесь с ним упражнениями для пальчиков, почитайте книжку, а когда ручка ребёнка вновь непроизвольно потянется к носику или ротику, мягко уберите её. Когда дети занимаются своими вредными привычками? Почему-то детям свойственно вспоминать о своих нехороших привычках чаще всего вечером, перед сном. Составьте распорядок дня таким образом, чтобы вы могли в вечернее время уделять больше внимания ребёнку. Хорошим средством отвлечь его являются занятия физическими упражнениями приблизительно за час до отхода ко сну. Можно покачаться на качелях, попрыгать на скакалке или заняться покорением гимнастической стенки. Психотерапевты уверены, что этот способ является чуть ли не панацеей от всех дурных привычек. А непосредственно перед сном можно придумать игру поспокойнее: собрать кубики, пазлы или почитать книжку. Окружите ребёнка своим теплом, успокойте, отвлеките, не давая возможности вспоминать о своих детских «грехах». Поговорите с малышомЧтобы донести до малыша мысль, что вам не нравится та или иная его привычка, спокойно и не раздражаясь объясните, что именно вам не нравится и почему. Не стыдите, не заставляйте давать вам клятвы никогда больше так не делать. У трёхлетнего малыша в этой ситуации возникнут противоречивые чувства: с одной стороны, ему не захочется вас разочаровывать, а с другой — он не будет уверен в том, что выполнит обещание.

В будущем это может привести к тому, что ребёнок станет необязательным, будет испытывать неуверенность в своих силах, постоянное чувство вины. Ни запугивания, ни страшные рассказы о том, что может произойти, если малыш не бросит свою вредную привычку, не приведут к желаемым результатам, а только вызовут душевную травму. 

Боремся с дурной привычкой, но не с ребёнком 

Да, это процесс не одного дня, но более действенного и эффективного, а главное, щадящего для детской психики, не существует. Не уставайте объяснять, отвлекать, обнимать и окружать заботой, делать жизнь ребёнка разнообразнее и интереснее. 

И ещё — не слушайте советы бабушек, которые будут рекомендовать натирать ребёнку пальцы горчицей или перцем. Самое важное — сохранение здоровья (в том числе и психического) собственного ребёнка, а не скорость, с которой вы сможете ликвидировать вредную привычку, используя радикальные методы — запугивание, агрессию, наказания. 

В этих случаях вы усугубите психологическую проблему ребёнка, а вредная привычка вскоре вернётся или заменится другой.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/03/08/kak-borotsya-s-vrednymi-privychkami-rebenka

Как бороться с вредными привычками у детей?

Практически, каждый родитель сталкивается с проблемой вредных привычек у детей в любом возрасте. От них не застрахованы даже самые здоровые дети. Дурные привычки одинаково цепляются и к хулиганам, и к серым мышкам, и к умницам.

Вид грызущего ногти или сосущего палец ребенка может довести родителей до белого каления.

 Детские психологи считают, что вредные привычки сами по себе не проходят и с ними обязательно надо бороться. К счастью, грызть ногти, сосать пальцы или крутить волосы на палец — это еще не болезнь.

Это только сигнал о том, что ребенка что-то беспокоит и повод обратить внимание родителей на состояние своего отпрыска.

Всем знакома картина, когда розовощекий малыш мирно лежит в кроватке и сосредоточенно посасывает пальчик. Многих такая картина умиляет, однако, на самом деле — это далеко не идиллия. Ведь корни будущих привычек закладываются именно в этом возрасте. Особенно часто сосут палец дети — «искусственники», лишенные естественного грудного вскармливания.

Чтобы добыть молоко из маминой груди, младенцу нужно потрудиться, а из соски, особенно, с широким отверстием это сделать — не составит труда.

Однако заложенная природой потребность в сосании остается, поэтому малышу ничего не остается, как сосать то, что доступно. Очень важно при искусственном вскармливании обращать внимание на размер отверстия в соске.

Чем меньше дырочка, тем больше приходится малышу потрудиться, чтобы добыть содержимое бутылочки.

Если ребенок стал сосать пальцы после 2-х лет, то искать причину это надо в излишней родительской строгости или в каком-либо страхе (рано отдали в детский сад, боязнь темноты и т.п.).

Читайте также:  Бифидобактерии: препараты для детей и новорожденных, что это такое, цена, инструкция по применению

Нельзя ругать и наказывать малыша, бить по рукам, мазать пальцы горькими мазями. Постарайтесь найти причину страха и устранить ее. Под запретом должны быть страшные фильмы или мультики.

Почаще хвалите ребенка за небольшие успехи, займите его досуг развивающими играми и физической активностью.

Замечено, что в дошкольном и младшем школьном возрасте сосут палец и грызут ногти больше мальчики, чем девочки. Наиболее часто это происходит в тех семьях, в которых родители предъявляют к ребенку завышенные требования. Психиатры считают, что таким способом мальчишки сбрасывают свои эмоции, если что-то не получается: гнев, досаду, отчаяние, печаль.

Если хотите, чтобы эти привычки не стали спутниками по жизни вашего чада, то постарайтесь не делать постоянных замечаний, лучше отвлеките ребенка чем-то интересным. Помогите ему поверить в себя, доверяйте небольшие поручения, подбадривайте при неудачах, радуйтесь за его успехи.

Можно купить ребенку велосипед или ролики, пока он будет учиться кататься, ему некогда будет отвлекаться на дурные привычки. Вообщем, чем больше у ребенка времени будет занято чем-то полезным, тем меньше времени останется на вредные привычки.
Очень важно, родителям самим поменять отношение к ребенку и не требовать от него невозможного.

Помните, лучше быть здоровым троечником, чем больным отличником!

Источник: https://medside.ru/vrednye-privyichki-u-detey

Невротические привычки у детей: что это и как с ними бороться?

Тогда возможными причинами закрепления привычек могут быть следующие:

  1. Страхи ребенка.

  2. Сильный стресс. Он может быть вызван жизненными событиями, серьезными переменами. Примерами таких событий могут быть поступление в детский сад, школу, смена учебного заведения, переезд, рождение младших братьев и сестер, смерть кого-либо из членов семьи.

  3. Несоответствующая возрасту учебная или умственная нагрузка.

  4. Неблагополучная эмоциональная обстановка в семье: ссоры родителей, особенно при детях.

  5. Авторитарные, жесткие методы воспитания или, наоборот, игнорирование ребенка.

  6. Недостаточное внимание к ребенку, неудовлетворение его потребностей, отсутствие проявлений любви к нему, эмоциональная холодность родителей.

  7. Пережитое ребенком насилие.

Все эти явления вызывают сильное внутреннее напряжение, с которым ребенок не может справиться самостоятельно.

Если в этот момент родители не принимают эмоции ребенка, осуждают за злость, страх, обиду или печаль («Мальчики не плачут», «Девочки себя так не ведут», «Прекрати реветь», «На обиженных воду возят»), то у ребенка возникает подсознательный запрет на выражение негативных чувств.

Поскольку любые чувства возникают естественным образом, человек с таким запретом ощущает тяжелый внутренний конфликт: с одной стороны, он никуда не может деться от отрицательных эмоций, с другой – винит себя за их возникновение.

Как итог – сильное психоэмоциональное напряжение, которое и выливается в привычку грызть себя – в прямом и переносном смысле. И только снизив это напряжение, можно снять уже устоявшуюся потребность грызть ногти, губы или сосать палец.

Крайними проявлениями негативных привычек становятся неврозы навязчивых состояний. Это создание каких-либо постоянно повторяющихся ритуалов: частое мытье рук, похлопывание, постукивание.

Только повторение этих ритуалов дает ребенку чувство безопасности и комфорта. Эти действия уже нельзя назвать просто вредной привычкой – они очень устойчивы и могут возникать из-за психических или органических нарушений работы нервной системы.

Поэтому, чтобы с ними справиться, необходима консультация врача.

Что делать родителям

Лучше, конечно, сразу предотвращать закрепление привычки. Когда вы впервые замечаете, что ребенок начал, например, регулярно класть палец в рот, необходимо мягко, но четко останавливать его.

А после необходимо предложить малышу какую-то замену этого действия. Вы можете отвлекать его какими-то интересными заданиями, совместными делами, играми. Понаблюдайте, в какие моменты он совершает это повторяющееся действие, а когда нет.

Используйте эти наблюдения, чтобы в следующий раз переключать его внимание с этого действия.

Пока привычка еще не сформировалась, объясняйте ребенку, почему вы просите его так не делать. Главное – не реагировать на это поведение чересчур эмоционально, не стоит ругать или наказывать за него.

Старайтесь не акцентировать на этом внимание, а также не обсуждать поведение ребенка как проблему с другими людьми, особенно при сыне или дочери.

Ваше отношение к этой привычке сильно влияет на ребенка, ведь он перенимает ваши эмоции, чувствуя еще большую тревогу и напряженность

По возможности ограждайте ребенка от стрессовых ситуаций и лишнего напряжения. Понятно, что невозможно исключить из жизни все негативные события и избежать волнений.

Однако постарайтесь какое-то время, пока отучаете ребенка от привычки, никуда не ездить, соблюдать стабильный режим дня, следить за его учебной нагрузкой, нечасто встречаться с новыми людьми, чтобы у него было минимум дополнительного стресса в этот период.

Если выяснилось, что ребенок чего-то боится, разберитесь с его страхами. Это можно сделать как на консультации у психолога, так и дома с помощью методов арт-терапии.

Важно принимать чувства ребенка, чтобы он впоследствии научился осознавать собственные эмоции, выражать их словами, а не накапливать внутри.

Вы можете показывать пример конструктивного поведения, проговаривая чувства, которые возникают у вас и у самого ребенка во время конфликтных ситуаций. При этом важно спокойно выдерживать и его негативные чувства, показывая, что он имеет на них право.

Таким образом будет происходить развитие эмоционального интеллекта, который является важной составляющей здоровья и успеха ребенка в будущем.

Улучшайте семейные отношения, создавайте дома атмосферу тепла и психологической безопасности.

Если замечаете, что в вашей семье стало много конфликтов, попробуйте разобраться, в чем их причина, что вы сами чувствуете, и что лично вы можете сделать, чтобы исправить ситуацию.

Это не только поможет вам справиться с негативной привычкой ребенка, но и принесет много других позитивных изменений в вашу жизнь.

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/nevroticheskie-privychki-u-detey-chto-eto-i-kak-s-nimi-borotsya/

Как бороться с вредными привычками детей

Сосать пальцы, грызть ногти, шаркать ногами….все мы подразумеваем эти действия под вредными привычками малышей. Но проблемы вредных привычек – гораздо шире, ведь именно в детском возрасте формируется личность и характер.

На развитие ребенка могут влиять даже такие «безобидные» привычки, как хватание собеседника за рукав или пуговицу, чрезмерная жестикуляция, качание на стуле и употребление слов-паразитов.

Уже с возрастом такие привычки становится практически невозможно искоренить, или же они развиваются в комплексы.

Вот полезные привычки, такие как чистоплотность и аккуратность, организованность – можно привить при правильном воспитании, а вот избавляться от некоторых вредных иногда приходится с помощью врачей.

В том случае, когда ребенок теребит волосы, мочку уха, сосет пальцы или губы, то следует обратиться к детскому психологу, так как причины этих привычек коренятся в детской психике. Либо причиной могут быть навязчивые неврозы, что тоже требует вмешательства как психолога, так иногда и других врачей.

Возможно, ребенок подвергался излишней жестокости, часто испытывал одиночество и недостаток внимания.

Если малыша надолго оставлять одного, он может испытывать стресс и недостаток внимания, и чтобы скрасить одиночество или побороть страх, он начинает производить доступные ему действия.

Это и сосание пальца, и ковыряние в носу, а в более позднем возрасте – мастурбация.

Вначале такие действия служат именно в качестве проведения «досуга», но постепенно такие привычки закрепляются и становятся постоянными, и тогда запоздалое внимание со стороны родителей уже не поможет исправить ситуацию.

Основные причины детского онанизма

Если заглянуть в данные статистики, то можно узнать, что каждый десятый ребенок до семи лет этим занимается. Начиная примерно с года, эта привычка проявляется в следующей форме: ребенок ерзает на стуле, подолгу сидит на горшке, сжимает одеяло между ног. Встречаются случаи, когда еще до года ребенок раздражает руками половые органы.

Взрослые начинают уделять этой привычке пристальное внимание и отчаянно пытаются с ней бороться, так как считают это свидетельством испорченности ребенка и проявлением чрезмерной сексуальности. Однако ребенок до трех лет еще не определяет себя как существо определенного пола, и половые органы для него – это такая же часть тела, как нос, ухо или язык.

Ребенок не понимает, что почему-то родители относятся к прикосновению к половым органам более предосудительно, чем к ковырянию в носу (хотя с психологической точки зрения для него эти действия одинаковы), начинает скрываться и прятаться, но уже не в силах побороть в себе эту привычку.

В результате того, что теперь ребенок начинает чувствовать собственную неполноценность и вину, он постепенно становится все более замкнутым.

Ряд специфических причин приводит к детскому онанизму. Это заболевания наружных половых органов, сопровождающиеся зудом, раздражение, вызываемое взаимодействием тела с одеждой.

Родители должны понимать – что бы это ни было, это ни в коем случае не является проявлением сексуальности. Это всего лишь обыкновенная детская вредная привычка либо реакция на раздражитель.

Обращаться к психологам стоит лишь тогда, когда ярко выраженный онанизм проявляется у детей в возрасте шести-семи лет и старше.

Что предпринять?

Когда родители замечают вредные привычки у ребенка, они начинают активную борьбу с их проявлениями. Проявление жестокости в этой ситуации неприемлемо. Если, например, пытаться отучить ребенка сосать палец, обмазав его горчицей, это может помочь. Но психологические последствия и потрясения скажутся на психике ребенка гораздо хуже, чем излеченная вредная привычка.

Такие проблемы требуют терпеливого и постепенного устранения – на устранение требуется примерно столько же времени, сколько понадобилось на то, чтобы привычка зародилась. Также необходимо бороться не с последствиями, конкретными нежелательными действиями, а выявлять и устранять причину.

К примеру, если сосание пальца началось с отсутствия необходимого внимания, то теперь недостаток внимания необходимо с лихвой компенсировать. Если ребенок замыкается в себе – родители должны проводить больше времени, играя с ребенком и занимаясь с ним.

Необходимо постараться не оставить свободного времени для вредной привычки.

Существуют также и частные рекомендации. Например, если ребенок грызет ногти, можно разрешить ему грызть кончик карандаша, которым он рисует, можно потереть ладони друг о друга, если возникает желание грызть ногти. То есть постараться найти замену нежелательному действию.

Необходимо также доступно рассказать ребенку о том, как некрасиво смотрятся пальцы с обгрызенными ногтями, и указать на нарушение правил гигиены, которые приводят к заболеваниям. Важно отследить ситуации, при которых ребенок начинает грызть ногти, и в эти моменты попытаться ему преодолеть это желание.

Помните – зачастую дети грызут ногти, когда чувствуют себя неуверенно.

Для того чтобы избавить ребенка от привычки сосать палец, можно воспользоваться теми же советами, но необходимо учесть, что дети в основном сосут пальцы перед сном. Психологи рекомендуют в это время заняться подвижными играми или упражнениями. Особенно хорошо помогают упражнения со скакалкой.

И помните: вредные привычки чаще всего проявляются у детей, склонных к перепадам настроения и депрессии, поэтому все, что способствует поднятию настроения, помогает устранению вредных привычек.

Источник: https://www.vospitaj.com/blog/kak-borotsya-s-vrednymi-privychkami-detejj/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector