Для обеспечения благоприятных санитарных условий жизни населения в Российской Федерации существует государственная программа по предотвращению возникновения туберкулёза, а также его своевременного излечения, так как указанная болезнь представляет опасность при отсутствии контроля за его распространением.
Общие сведения
Федеральный закон № 77-ФЗ “О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации” был принят Государственной Думой 24 мая 2001 года и одобрен Советом Федерации 6 июня того же года. законодательство было подписано президентом и вступило в силу 18 июня 2001 года.
Назначение настоящего законодательства заключается в создании правовой базы, обеспечивающей обязательную медицинскую помощь для больных туберкулёзом с целью предотвращения его распространения.
Закон распространяется на граждан Российской Федерации при предоставлении им противотуберкулёзной помощи, а также на лиц, которые данную помощь оказывают.
Также под действие ФЗ-77 попадают и иностранные граждане, находящиеся на территории РФ и нуждающиеся в медицинских услугах вследствие заражения палочками Коха.
Законодательство состоит из 19 статей и 7 глав следующего содержания:
- Глава 1 содержит общие положения, описывает сферу действия законодательства, его правовую основу, а также приводит определения специальных терминов;
- Глава 2 предусматривает перечень полномочий органов государственной власти в сфере разработки и применения мероприятий направленных на предупреждение и предотвращение дальнейшего заражения туберкулёзом;
- Глава 3 устанавливает порядок оказания противотуберкулёзной помощи как основной предупреждающей меры распространения болезни;
- Глава 4 определяет права и обязанности лиц, которые находятся под наблюдением в туберкулёзных диспансерах;
- Глава 5 предусматривает оказание социальной поддержки для лиц которые заражены туберкулёзом и тех, кто оказывает первых соответствующую медицинскую помощь;
- Глава 6 устанавливает меры ответственности зя нарушение настоящего законодательства;
- Глава 7 содержит заключительные положения о вступлении закона в силу.
Оказание противотуберкулёзной помощи осуществляется на основе программы государственной гарантированной бесплатной помощи и проводится согласно следующим принципам:
- законность;
- безопасность;
- общедоступность;
- соблюдение человеческих и гражданских прав;
- при добровольном согласии и полном информировании инфицированных, за исключением случаев, установленных статьями 9 и 10 настоящего законодательства.
Предоставление противотуберкулёзной помощи для несовершеннолетних лиц и лиц, больных наркоманией и не достигших совершеннолетия, осуществляется с письменного согласия одного из родителей или опекунов, за исключением тяжёлых случаев, предусмотренных статьями 9 и 10 ФЗ-77.
Статьёй 8 настоящего законодательства предусматривается порядок оказания противотуберкулёзной помощи:
- Заражённые туберкулёзом нуждающиеся в медицинском лечении могут получить его в соответствующих здравоохранительных организациях, обладающих лицензией;
- Для лиц, которые контактировали или контактируют с больными, требуется пройти обязательное обследование с целью выявления туберкулёза в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- Профилактические противотуберкулёзные прививки осуществляются согласно национальному календарному плану вакцинаций;
- Граждане должны периодически проходить обязательные медицинские осмотры для выявления туберкулёза в порядке и сроки, которые устанавливает уполномоченный орган федеральной власти;
- Главы организаций, которые осуществляют медицинскую деятельность обязаны ежегодно отправлять в соответствующие органы, выполняющие санитарно-эпидемиологические функции, данные обо всех случаях выявления заболеваний туберкулёза;
- Мероприятия по своевременному обнаружения заражённых туберкулёзом сельскохозяйственных животных, а также соответствующих организаций, которые выполняют производство и хранение животных продуктов, осуществляются согласно требованиям законодательства Российской Федерации;
- Реализация животных продуктов, произведённых в организациях, которые были подвержены туберкулёзному заражению, проводится санитарным и ветеринарным требованиям по профилактике и борьбе с инфицированными сельскохозяйственными животными.
Данные меры необходимы для мониторизации распространения болезни и соответствующего контроля очагов воспаления.
Профилактика туберкулеза согласно 77 ФЗ
Профилактика туберкулёза в соответствии с законом № 77-ФЗ определяется как перечень взаимосвязанных мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения данной болезни, а также на её обнаружение на ранних этапах.
Статьёй 4 настоящего законодательства устанавливается перечень полномочий государственных органов власти в сфере профилактики туберкулёзного заражения. Согласно с данными положениями предпринимаются следующие меры:
- разрабатывается государственная политика, направленная на предупреждение возникновения болезни;
- разрабатываются и принимаются соответствующие нормативные документы;
- устанавливается порядок предоставления противотуберкулёзной помощи для всех лиц на территории Российской Федерации;
- проводится федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль и организуются соответствующие мероприятия, предупреждающие распространение туберкулёза;
- организуется эпидемиологический мониторинг заболевания;
- формируются, утверждаются и реализуются федеральные целевые программы;разрабатываются правила, нормативы, требования и государственные стандарты в указанной сфере;
- организовывается система предоставления противотуберкулёзной помощи в специализированных медицинских организациях;
- обеспечивается государственный надзор за изготовлением, складированием, и перевозкой противотуберкулёзных вакцин и иммунобиологических лекарств, предназначенных для раннего выявления туберкулёза. Также контроль распространяется на качество, эффективность и безопасное хранение данных средств.
Государственные органы ведут статистический контроль в области предупреждения возникновения заболевания, путём фиксирования всех случаев обнаружения туберкулёза.
Какие были внесены изменения?
В ходе последних изменений законодательства, состоявшегося 26 мая 2016 года, были внесены поправки в статью 14, в результате чего в пункте 4 были исключены слова “государственным академиям наук”.
Статья 14 предусматривает следующий порядок предоставления социальной поддержки для лиц, которые находятся под наблюдением в туберкулёзном диспансере:
- Граждане, которые временно утратили трудоспособность из-за туберкулёза, сохраняют свои рабочие места и должности в течение срока, определённого законодательством Российской Федерации.
- Больные туберкулёзом на время отстранения от работы получают государственное страховое пособие;
- Граждане, которые проходят противотуберкулёзное лечение в соответствующих диспансерах, обеспечиваются бесплатно необходимыми лекарствами и медикаментами в соответствии с государственной программой;
Лицам, которые заражены передающимися формами туберкулёза предоставляется жилище по договору социального найма в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.
Скачать действующую редакцию закона о туберкулезе
Для подробного ознакомления с положениями Федерального закона № 77-ФЗ от 18.06.2001 “О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации” рекомендуется скачать документ, содержащий актуальные изменения законодательства по ссылке ниже.
Скачать ФЗ-77
Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):
На лечение — под конвоем
Двух жителей Магаданской области, болеющих заразной формой туберкулеза и не желающих лечиться, госпитализировали принудительно
Тематическое фото с сайта kamprok.ru
Прокуратурой Среднеканского округа установлено, что на территории поселка Сеймчан поживают двое граждан, страдающих от заразной формы туберкулеза и умышленно избегающих госпитализации.
Как сообщается на сайте администрации Среднеканского округа, ранее они уже проходили лечение в противотуберкулезном диспансере в ягоднинском поселке Дебин, но без объяснения причин его покинули, не будучи здоровыми. Отправились они на жительство в поселок Сеймчан.
Попытки работников местной больницы убедить сбежавших пациентов добровольно вернуться на больничную койку успехом не увенчались — мужчины либо отвечали отказом либо не открывали двери своих квартир.
Между тем, уклоняясь от прохождения лечения, они поставили под угрозу не только свое личное здоровье, но и здоровье окружающих: согласно врачебной статистике, один заразный больной в течение года инфицирует 10 человек.
В связи с этим прокуратура округа обратилась в Среднеканский районный суд с административными исковыми заявлениями о принудительной госпитализации мужчин для дальнейшего лечения.
Факты наличия заразного заболевания, а также уклонения от лечения нашли свое подтверждение в суде.
Участвующий в деле специалист показал, что для успешного излечения необходим срок принудительной госпитализации не менее 24 месяцев.
По результатам рассмотрения исковые заявления прокуратуры были удовлетворены. 16 января решение суда было немедленно исполнено — в сопровождении судебных приставов граждан направили в противотуберкулезный диспансер поселка Дебин.
Справка «МП»
Согласно федеральному закону № 77 «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ», принудительной госпитализации подлежат только больные с заразной формой туберкулеза, не желающие проходить лечение в добровольном порядке.
Вместе с тем закон не регулирует принудительные механизмы лечения таких граждан. Мало их в стационар силой доставить – нужно еще там удержать.
Закрытых клиник нет, и пациенты вольны больничные стены покинуть, что, как показывает приведенная выше история, и делают.
А потом ходят и «награждают» палочкой Коха людей – по врачебной статистике, один заразный больной в течение года может заразить 10 человек. Пожелают ли избыть сполна весь 24-месячный срок принудительного лечения сеймчанские граждане, тоже неизвестно.
Разъяснение законодательства о борьбе с туберкулезом
Туберкулез – инфекционное заболевание, вызываемое туберкулезными бактериями и имеющее некоторые особенности.
Первой и основной особенностью, отличающей туберкулез от иных инфекционных заболеваний, является его сравнительно широкое распространение, несмотря на то, что он никогда не протекает в форме острой эпидемии.
Вторая особенность – это неравномерное распространение туберкулеза, как в отдельных регионах и странах, так и среди возрастных групп населения. В различные периоды жизни большинство людей являются носителями туберкулезных бактерий, но не все зараженные болеют туберкулезом.
Эта закономерность, в отличие от других инфекций, позволяет выделить два основных этапа туберкулезной инфекции – инфицированность и заболеваемость, которые находятся в прямой зависимости друг от друга.
Вероятность заболевания зависит от множества факторов: от общего состояния организма, продолжительности контакта с туберкулезным больным. Способствуют заболеванию неполноценное питание, несоблюдение гигиенических правил, алкоголизм, табакокурение, ослабление организма сопутствующими заболеваниями.
Исследованиями установлено, что микобактерия туберкулеза присутствует в организме большинства людей, однако это не означает, что у всех у них разовьется заболевание.
На риск возникновения заболевания влияет состояние иммунной системы, то есть возможность организма бороться с инфекцией. Велик риск заболевания туберкулезом у ВИЧ-инфицированных, у которых защитные барьеры организма разрушены.
Содержащиеся в местах лишения свободы ВИЧ-инфицированные лица, как правило, болеют также и туберкулезом.
Микобактерия туберкулеза обладает только ей присущими свойствами.
Она находится в капсуле, состоящей из молекул и жирных кислот, и не подвергается разрушению с помощью ферментов, как другие виды микробов в организме человека.
Капсула не подвергается разрушению даже с помощью антибиотиков. Кроме того, микобактерия туберкулеза размножается медленно, ее деление происходит один раз в сутки, что затрудняет ее диагностику и исследование.
Распространение микобактерии туберкулеза происходит, в основном, воздушно-капельным путем – при кашле, чихании, разговоре. В некоторых случаях возможно заражение и через предметы.
Смесь слюны и мокроты, выделяемая больным активной формой туберкулеза, задерживается в воздухе в течение значительного времени и вдыхается здоровыми людьми, находящимися в помещении.
Самый простой способ уменьшить риск заболевания – элементарное проветривание помещения.
Специфичность туберкулеза и оказания медицинской помощи больным данным заболеванием, а также масштабы его распространения, продиктовали принятие 18 июня 2001 года Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ» №77-ФЗ.
В соответствии с главой 2 указанного закона полномочия в области предупреждения распространения туберкулеза предоставлены органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления.
Часть 4 ст. 8 Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ» регламентирует проведение профилактических медицинских осмотров граждан, целью которых является раннее выявление заболевания туберкулезом.
Порядок и сроки проведения профилактических медицинских осмотров населения в целях выявления туберкулеза утверждены Постановлением Правительства РФ от 25.12.
2001 №892 «О реализации Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ».
- Данным постановлением установлено, что профилактические медицинские осмотры населения проводятся не реже 1 раза в 2 года в соответствии с методами, утвержденными Минздравсоцразвития РФ.
- Отдельные группы населения подлежат профилактическим медицинским осмотрам в целях выявления туберкулеза 2 раза в год: лица, находящиеся в тесном бытовом или профессиональном контакте с источниками туберкулезной инфекции;
- лица, снятые с диспансерного учета в лечебно-профилактических специализированных противотуберкулезных учреждениях в связи с выздоровлением – в течение первых трех лет с момента выявления заболевания;
- лица, перенесшие туберкулез и имеющие остаточные изменения в легких, в течение первых трех лет с момента выявления заболевания;
- ВИЧ-инфицированные;
- лица, освобожденные из следственных изоляторов и исправительных учреждений – в течение первых двух лет после освобождения;
- лица, содержащиеся в учреждениях УИС.
Постановлением Правительства РФ от 25.12.2001 №892 «О реализации Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ» утверждены также:
— Порядок диспансерного наблюдения за больными туберкулезом;
— Порядок ведения государственного статистического наблюдения в целях предупреждения распространения туберкулеза.
В соответствии с ч.1 ст.8 указанного закона больные туберкулезом, нуждающиеся в оказании противотуберкулезной помощи, получают ее в медицинских противотуберкулезных организациях, имеющих соответствующие лицензии.
На лечение — под конвоем
- Двух жителей Магаданской области, болеющих заразной формой туберкулеза и не желающих лечиться, госпитализировали принудительно
- Тематическое фото с сайта kamprok.ru
- Прокуратурой Среднеканского округа установлено, что на территории поселка Сеймчан поживают двое граждан, страдающих от заразной формы туберкулеза и умышленно избегающих госпитализации.
Как сообщается на сайте администрации Среднеканского округа, ранее они уже проходили лечение в противотуберкулезном диспансере в ягоднинском поселке Дебин, но без объяснения причин его покинули, не будучи здоровыми. Отправились они на жительство в поселок Сеймчан.
Попытки работников местной больницы убедить сбежавших пациентов добровольно вернуться на больничную койку успехом не увенчались — мужчины либо отвечали отказом либо не открывали двери своих квартир.
Между тем, уклоняясь от прохождения лечения, они поставили под угрозу не только свое личное здоровье, но и здоровье окружающих: согласно врачебной статистике, один заразный больной в течение года инфицирует 10 человек.
В связи с этим прокуратура округа обратилась в Среднеканский районный суд с административными исковыми заявлениями о принудительной госпитализации мужчин для дальнейшего лечения.
Факты наличия заразного заболевания, а также уклонения от лечения нашли свое подтверждение в суде.
Участвующий в деле специалист показал, что для успешного излечения необходим срок принудительной госпитализации не менее 24 месяцев.
По результатам рассмотрения исковые заявления прокуратуры были удовлетворены. 16 января решение суда было немедленно исполнено — в сопровождении судебных приставов граждан направили в противотуберкулезный диспансер поселка Дебин.
Справка «МП»
Согласно федеральному закону № 77 «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ», принудительной госпитализации подлежат только больные с заразной формой туберкулеза, не желающие проходить лечение в добровольном порядке.
Вместе с тем закон не регулирует принудительные механизмы лечения таких граждан. Мало их в стационар силой доставить – нужно еще там удержать.
Закрытых клиник нет, и пациенты вольны больничные стены покинуть, что, как показывает приведенная выше история, и делают.
А потом ходят и «награждают» палочкой Коха людей – по врачебной статистике, один заразный больной в течение года может заразить 10 человек. Пожелают ли избыть сполна весь 24-месячный срок принудительного лечения сеймчанские граждане, тоже неизвестно.
Постановление от 19 мая 2011 г n 108-ра
- АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ
- от 19 мая 2011 г. N 108-ра
- О РЕАЛИЗАЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
- ПРОГРАММЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБЩЕСТВ КРАСНОГО КРЕСТА
- И КРАСНОГО ПОЛУМЕСЯЦА «МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
- В БОРЬБЕ С ТУБЕРКУЛЕЗОМ С МНОЖЕСТВЕННОЙ
- ЛЕКАРСТВЕННОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ НА 2011-2015 ГГ.»
- Во исполнение Федерального закона от 18 июня 2001 года N 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» и Указа Президента Российской Федерации от 20 июля 1996 года N 1056 «О государственной поддержке Российского Общества Красного Креста», в целях эффективной реализации мероприятий по борьбе с лекарственно-устойчивым туберкулезом в Костромской области, дальнейшего снижения уровня заболеваемости населения туберкулезом и стабилизации эпидемиологической ситуации, оказания содействия в реализации оздоровительных программ Российского Общества Красного Креста
- 1. Утвердить:
- 1) план мероприятий по реализации Программы Международной Федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца «Межведомственное взаимодействие в борьбе с туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью на 2011-2015 гг.» (приложение N 1);
2) состав организационного комитета по контролю за исполнением плана мероприятий по реализации Программы Международной Федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца «Межведомственное взаимодействие в борьбе с туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью на 2011-2015 гг.» (приложение N 2).
2.
Департаменту здравоохранения Костромской области при взаимодействии с Управлением МВД России по Костромской области обеспечить выполнение плана мероприятий по реализации Программы Международной Федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца «Межведомственное взаимодействие в борьбе с туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью на 2011-2015 гг.» (далее — План мероприятий).
3. Рекомендовать Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Костромской области, Костромскому областному отделению Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест», Костромской и Галичской епархии Русской Православной церкви принять меры по реализации Плана мероприятий.
4. Рекомендовать главам муниципальных районов и городских округов Костромской области принять меры по реализации Плана мероприятий на подведомственных им территориях, оказывать содействие органам и учреждениям здравоохранения, местным отделениям Российского Красного Креста в выполнении Плана мероприятий.
5. Информационно-аналитическому управлению Костромской области обеспечить освещение хода реализации Плана мероприятий в средствах массовой информации.
6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя губернатора Костромской области, координирующего работу по вопросам реализации государственной и выработке региональной политики в сфере здравоохранения и лекарственного обеспечения граждан.
- Губернатор
- Костромской области
- И.СЛЮНЯЕВ
- Приложение N 1
- Утвержден
- распоряжением
- администрации
- Костромской области
- от 19 мая 2011 г. N 108-ра
- План
- мероприятий по реализации Программы Международной
- Федерации обществ Красного Креста и Красного
- Полумесяца «Межведомственное взаимодействие в борьбе
- с туберкулезом с множественной лекарственной
- устойчивостью на 2011-2015 гг.»
N п/п | Мероприятия | Исполнитель | Срок исполнения |
I. Организационные мероприятия | |||
1. |
|
|
до 20 мая 2011 года |
2. |
|
|
май 2011 года |
3. |
|
|
2 квартал 2011 года |
4. |
|
|
До 20 мая 2011 года |
II. Санитарно-просветительские мероприятия | |||
5. |
|
|
2011-2015 гг. |
6. |
|
|
2011-2015 гг. |
7. |
|
|
2011-2015 гг. |
|
|||
8. |
|
МФОКК и КП | 2011-2015 гг. |
9. |
|
МФОКК и КП | 2012 г. |
10. |
|
МФОКК и КП | 2011-2015 гг. |
11. |
|
МФОКК и КП | 2011-2015 гг. |
12. |
|
МФОКК и КП | 2011-2015 гг. |
IV. Мероприятия по диагностике и лечению лекарственно-устойчивого туберкулеза | |||
13. |
|
|
Постоянно |
V. Мероприятия по повышению приверженности больных туберкулезом к лечению | |||
14. |
|
|
2012-2015 гг. |
15. |
|
|
2012-2015 гг. |
16. |
|
|
2012-2015 гг. |
17. |
|
|
с 2012 г. |
18. |
|
|
с 2012 г. |
VI. Мероприятия по обучению медицинского персонала | |||
19. |
|
МФОКК и КП, главный фтизиатр департамента здравоохранения Костромской областиИ.И.Шерешкова |
|
- Приложение N 2
- Утвержден
- распоряжением
- администрации
- Костромской области
- от 19 мая 2011 г. N 108-ра
- Состав
- организационного комитета по контролю за исполнением
- плана мероприятий по реализации Программы Международной
- Федерации обществ Красного Креста и Красного
- Полумесяца «Межведомственное взаимодействие в борьбе
- с туберкулезом с множественной лекарственной
- устойчивостью на 2011-2015 гг.»
- Анохин — заместитель губернатора Костромской
- Алексей Алексеевич области, председатель организационного
- комитета
- Рослов — директор департамента здравоохранения
- Алексей Иванович Костромской области, заместитель
- председателя организационного комитета
- Нечаев — главный врач ОГУЗ «Костромской
- Евгений Владимирович областной противотуберкулезный
- диспансер», секретарь организационного
- комитета
- Архиепископ Костромской — управляющий Костромским епархиальным
- и Галичский Алексий (Фролов) управлением Русской Православной Церкви
- (по согласованию)
Кукушкин — вр.и.о. начальника Управления МВД России
- Василий Петрович по Костромской области (по согласованию)
- Смирнов — начальник УФСИН России по Костромской
- Алексей Константинович области (по согласованию)
- Фадеева — председатель Костромского областного
- Ирина Константиновна отделения Общероссийской общественной
- организации «Российский Красный Крест»
- (по согласованию)
- Шерешкова — главный внештатный фтизиатр департамента
- Ирина Ивановна здравоохранения Костромской области
- Постановление
… ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕот 27 июля 2011 г. N … ситуации к маю2011 года, основных … ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» с объемом … район тыс. человек 19,5 19,1 19,0 19,0 19,0 19,0 % к предыдущему … населения 100,0 108,0 108,0 108,0 108,0 108,0 2. Показатели, …
- Постановление
… КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕОт 21 мая 2007 г. … 2011 год — 70000, 2012 — 33000). 108. Постановлением Правительства Калининградской области от … (дочернее предприятие РАО «ЕЭС России» … Постановлением Правительства Калининградской области N 9 от19 …
- Постановление
… КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕОт 21 мая 2007 г. … 2011 год — 70000, 2012 — 33000). 108. Постановлением Правительства Калининградской области от … (дочернее предприятие РАО «ЕЭС России» … Постановлением Правительства Калининградской области N 9 от19 …
- Документ
… ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕот 26 января 2011 г. N … Агентство «Эксперт РА», в 2007 … с Законом Ярославской области от19 декабря 2005 г. N … Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N … │ 105 │ 105 │ 108 │ 108 │2011 г.;│ОБ — 29,968│ОБ …
- Документ
АДМИНИСТРАЦИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕот 14 ноября 2011 г. N 285-па ОБ … Администрации Приморского края от19мая решения о 2011 года N 122-ра «О разработке краевой … 80 тракторов, 16 бульдозеров, 108 единиц автотранспорта, 16 автоцистерн, …
Другие похожие документы..