Компьютерные игры не так вредны

В зарубежной науке давно ведутся споры о признании за играми статуса искусства. Но к какому бы выводу ни пришло научное сообщество, простые игроки уже определились с местом игр в своей жизни.

Геймерам по большей части все равно, применяются ли к играм категории психологии, искусствоведения или философии. Им нравится играть.

Для отдыха или развлечения, ради соревнования или психологической разрядки.

Однако в общественном сознании игровая индустрия ассоциируется с негативными явлениями. О пагубном воздействии компьютерных игр говорят христианские медиа, телевизионные каналы, сайты про теории заговора, родители-активисты.

«Говоря о вреде компьютерных игр для детей и взрослых, стоит отметить, что особую опасность в этом плане представляют различные стрелялки, бродилки, леталки и гонки», — экспертное заявление портала Всесекреты.ру.

«Сюжеты большинства игр культивируют обман и насилие как единственные способы решения проблемы, и, даже если ребенок не впадет в зависимость от виртуальности, его психика все равно будет повреждена железным монстром», — фрагмент статьи, которую я нашла на сайте нескольких муниципалитетов, школ и детских оздоровительных лагерей. 

Такие высказывания свойственны людям с нулевым игровым опытом и устаревшей информацией по обсуждаемому вопросу. 

Компьютерные игры не так вредныОбразовательные игры для Oculus Rift от российской студии Nival

Геймеры знают, что игровая индустрия многогранна и за последние десять лет сделала колоссальный шаг вперед. Игры стали лучше и в техническом, и в художественном плане.

Эта статья адресована людям, чьи представления об играх ограничены тетрисом и танчиками. Если вы всё ещё делите игры на стрелялки и бродилки — читайте. Если ваши дети играют, а вы не можете определиться со своим отношением к этому увлечению — читайте. В этом материале не будет фраз об абсолютной пользе игр. Эта статья о том, что игры не так вредны, как их описывают. 

Я буду использовать термины «видеоигра» и «компьютерная игра» в качестве синонимов. Со взаимозаменяемостью этих терминов согласны не все, но мы оставим неоднозначные тонкости терминологии.

С технической точки зрения компьютерные игры являются программами, организующими процесс игрового взаимодействия одного или нескольких пользователей с игровым искусственным интеллектом.

Игра позволяет осваивать мир через действие, называемое игровым процессом или геймплеем. Процесс разворачивается в заранее созданной среде — сеттинге.

Сочетание этих элементов определяет жанровую принадлежность игры.

Сеттинг — это место, время и условия действия. 

Существуют абсолютно фантазийные игровые миры со своими внутренними закономерностями. Например, вселенные «Warcraft» или «Darksouls» полностью вымышлены и функционируют по мифологическим законам. Действие игры Mass Effect разворачивается в Млечном Пути в конце XXII века.

Элементы сеттинга могут быть заимствованы из реальной жизни.

Игра Assasin’s Creed позволит оказаться в Италии конца XV века и встретиться с Леонардо да Винчи, Никколо Макиавелли и другими историческими личностями.

Город Сентрейлия в США — реально существующий прототип города Сайлент Хилл из одноименной серии игр. В игре InFAMOUS Second Son герой перемещается по реалистично воссозданному Сиэтлу. 

Компьютерные игры не так вредныГотовится образовательная версия игры Civilization

Есть популярное мнение, будто геймеры теряют чувство реальности и переносят закономерности игрового мира в действительность. Во всех нашумевших историях со школьными расстрелами в США правдорубы усматривают пагубное влияние компьютерных игр.

Речь, видимо, идет об иммерсивном эффекте, то есть, полном погружении в смоделированную реальность и исчезновении осознаваемой дистанции между игровым пространством и игроком. Естественно, полному погружению препятствуют как технологические, так и психологические факторы.

Одно из главных технологических препятствий — это именно организация сеттинга и геймплея.

Локации могут быть созданы с потрясающей достоверностью, игра будет обладать абсолютно правильной физикой, игровой персонаж предстанет перед вами в близких вашему сердцу ситуациях с серьезной морально-этической составляющей. Но вы всё равно будете действовать в пределах закономерностей игры. 

Даже если вы будете «переживать» судьбу героя, вас не покинет ощущение внешнего происхождения этого переживания.

Любой человек, имеющий актерский или компьютерный игровой опыт, прекрасно понимает, что его личность не исчезает и не деформируется после завершения игровой деятельности.

В англоязычных работах по изучению игр четко транслируется мысль: играть в шутер от первого лица вовсе не означает вживаться в роль стрелка.

Это означает играть, используя эту роль, что совершенно иное, нежели вживаться в роль.

Возможно, активное развитие технологии виртуальной реальности позволит добиться большего погружения. Но на данный момент игры не обладают достаточным набором технических и художественных средств, чтобы разрушать чувство реальности психически здорового человека.

Интересный факт:

  • Число активных пользователей сервиса цифрового распространения компьютерных игр Steam превысило 125 миллионов. 
  • В мире 60,4 миллионов обладателей игровой приставки PS4, у 87 миллионов  приставка PS3.
  • Консоль Xbox 360 есть у 85,48 миллионов жителей планеты Земля, 36,2 миллионов обзавелись приставкой Xbox One.

Компьютерные игры не так вредныПедагогические профессии будущего

Подчеркну, что я не отрицаю существования игровой зависимости. Заядлых игроманов тысячи. В СМИ мелькают заголовки о летальных последствиях такой аддикции: 

«Геймер скончался после трех суток непрерывной игры в «стрелялку»», «Смерть за монитором: 22 дня компьютерных игр стоили подростку жизни», «Молодые продолжают умирать от компьютерных игр».

Подобных статей полно, и каждая изобилует ми о разрушительном воздействии игр. Но при освещении этих случаев в СМИ на второй план отходят условия жизни пострадавшего и его душевное состояние. В реальной жизни действительно есть вещи, от которых хочется далеко и надолго сбежать. Кто-то убегает в книги Булгакова, а кто-то — в игры студии Bethesda Softworks.

Если вы скажете, что все выходные проводите за книгой и не спите до 6 утра, то никакого негатива высказывание не вызовет. Но стоит заменить слово «книга» на слово «игра», как вас тут же запишут в болваны без личной жизни и стремления к саморазвитию. 

Компьютерные игры не так вредны

«Полагаю, что дурная игра хуже, чем дурная книга. Даже самая дурная книга все-таки дает пищу для ума, для воображения, заставляет сопереживать героям, внутри себя достраивать изображенный мир.

Игра этого лишена, там все дано в окончательном виде.

В игре происходит почти полное отождествление игрока с игровым персонажем», утверждает Игорь Фомин, протоиерей, член редакционного совета журнала «Фома».

Интересно, во что играл автор цитаты?

Тенденция в игровой индустрии последних 5-10 лет — расширение пространства для воли игрока. Достигается это за счет «открытого» мира и ситуаций, где приходится делать моральный выбор. Игры воспроизводят систему взаимоотношений между людьми, фокусируются на конфликтах и переживаниях, стимулируя демонстрацию эмоциональных реакций игрока путём выбора диалога или действия.

Только игры допускают использование выбора как средства выразительности. Поэтому утверждение о том, что всё в играх дано в окончательном виде, не выдерживает критики.

Главный противник причисления видеоигр к искусству, Роджер Эберт, заявил, что видеоигры способны разрушить всё, что столько веков создавалось как искусство.

В своей статье Эберт обращается к читателю с вопросом: станет ли «Ромео и Джульетта» глубже и выразительнее, если мы перепишем трагедию и добавим счастливый конец? Лучше шекспировская трагедия не станет, так как разрушится авторский замысел.

В этом специфика литературы, театра и кино: авторская позиция проявляется в языке, сюжете, характерах.

В играх авторская позиция воспринимается иначе. Игровая изменяемость повествования позволяет разрешить этические вопросы в другой плоскости: сделать выбор самостоятельно, а не прибегать к оценке уже построенного автором сюжета.

В создании игр часто участвуют известные актеры. Речь не только об озвучке, но и о разработке полноценного игрового персонажа с внешностью актера. 

Норман Ридус и Мадс Миккельсен своим участием подогревают интерес к ещё не вышедшей игре Death Stranding. Номинанты на «Оскар» Уиллем Дефо и Эллен Пейдж приняли участие в проекте «Beyond: Two Souls».

Оскароносный Кевин Спейси и известный по сериалу «Игра Престолов» Кит Харрингтон украсили своим участием Call of Duty: Advanced Warfare.

Всех персонажей игры Until Dawn делали при участии актеров, среди которых Петер Стормаре, Рами Малек, Хейден Панеттьер.  

Концовки в играх заранее прописаны, но их может быть две, а может быть тридцать. Если автор книги убивает злодея, то убитый исчезает из повествования, а мы делаем выводы.

Если в игре вы убиваете злодея, это решение открывает путь к новой сюжетной ветке, но также лишает вас возможности пройти событийную линию, в которой злодей остается живым.

Создание игры с разветвлённой цепочкой решений — огромный труд. 

Один из сценаристов поделился мнением о разработке Mass Effect 3: «Представьте себе, что вам нужно написать сцену, в которой один потенциально мёртвый персонаж говорит с другим потенциально мёртвым персонажем о событии, которое либо произошло, либо нет».

Компьютерные игры не так вредныРусского человека хлебом не корми — дай поиграть

В игре «The Witcher 3» грубость в разговоре с важным персонажем может привести к тому, что вы лишитесь возможности свергнуть жестокого и психически больного короля. Этот квест не является элементом центральной сюжетной линии, но влияет на концовку игры.

Игра Until Dawn построена по системе «эффект бабочки». Помимо тяжёлых решений о судьбах друзей, вы делаете выбор в безобидных, на первый взгляд, ситуациях. Следует ли брать чужой вибрирующий телефон, выглянувший из кармана сумки, или лучше закрыть сумку? Даже решение о том, оставить предмет или взять его, скажется на истории каждого персонажа.

Если и усматривать в играх авторскую позицию, то только в самих правилах игры и стиле оформления. Но и тут понятие «авторская позиция» не будет полностью уместным, хотя бы из-за того, что в играх нет единого творца.

Количество работников, вовлечённых в процесс создания игры, иногда доходит до нескольких сотен.

Старший сценарист «The Witcher 3» в своём интервью заявил, что если речь идет об огромной игре, то при её создании большое количество людей получают право голоса, и в принципе невозможно, чтобы один человек тщательно всё контролировал и во всём продемонстрировал свой авторский замысел.

Важным дополнением к геймплею является саундтрек или музыкальное сопровождение. Иногда разработчики используют в качестве саундтреков классические произведения. 

Например, в известной игре FarCry 3 используется фрагмент оперы «Валькирия» Вагнера в сцене… стрельбы из вертолёта. В одном из эпизодов шутера BioShock Infinite играет «Lacrimosa dies illa» Моцарта. В определённый момент игры The Evil Within играет «Лунный свет» Дебюсси.

Компьютерные игры не так вредныMinecraft образовательный: говорим с основателем MinecraftEDU

Абсурдной и поверхностной кажется позиция о том, что все игры культивируют жестокость как единственный способ взаимодействия с миром. Я ни в коем случае не отрицаю факт существования жестоких и кровавых игр. Чего стоят Manhunt, Hatred, тот же Mortal Combat. Но это даже не одна сотая всего многообразия игр.

Исследования демонстрируют, что представления человека о морали работают как в жизни, так и в виртуальной реальности. Следовательно, если вы человек не жестокий, то играть в кровавые шутеры или файтинги не станете.

Игры — не кот в мешке. Каждая коробка или страница загрузки сопровождается описанием, трейлером, маркировкой содержимого и возрастным рейтингом.

Предупреждения о жестокости, брани и сценах сексуального характера демонстрируют при каждом запуске игры. Если вы обнаружили игры со «взрослой» маркировкой у своего чада, то не стоит сразу устраивать скандалы. Возможно, ребенок уже стремится понять, что такое секс, война или смерть, а вы пропустили подходящее время для разговора на эти сложные темы.

Надеюсь, что эта статья поможет кому-то определиться с отношением к игровой индустрии. Изучайте спорное, ищите источники, формируйте адекватное мнение.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Дети и компьютерные игры: за и против

Компьютерные игры не так вредны Невозможно представить себе современную жизнь без компьютера, планшета или смартфона. Но огромное число родителей хотело бы, чтобы их дети как можно реже погружались в виртуальную реальность и поменьше играли в компьютерные игры, которые «портят глаза» и «перегружают нервную систему». Но так ли вредны игры и приложения для детской психики и физиологии? Возможно, от них есть и польза? Разбираемся вместе с детским психологом Наталией Калиниченко.Компьютерные игры не так вредны

Наталия Калиниченко, детский психолог (центр детского досуга «Умники club», Ярославль), сказкотерапевт, член Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии

Несмотря на активное развитие информационных технологий, среди родителей, бабушек и дедушек и даже педагогов существует твердое убеждение: компьютерные игры — это зло для детей. Но это не совсем так.

Тема воздействия компьютера и гаджетов вообще на тело и психику ребенка активно разрабатывается учеными, особенно западными.

Читайте также:  Гонадотропин хорионический: цена, инструкция, отзывы мужчин и женщин. норма при беременности

Есть исследования, которые проводились с целью выявить, как игры влияют на различные когнитивные процессы и на личные особенности человека.

Итоги таких исследований указывают на то, что компьютерные игры — не безусловное зло, их опасность преувеличена. Это не значит, что от них только польза: я скажу и о минусах. Но плюсов больше, чем мы думаем.

Современное образование активно использует информационные технологии. В школах, а где-то и в детских садах появляются интерактивные доски, дети учатся работе на компьютере с начальной школы. Нельзя поставить заслон между ребенком и виртуальной реальностью, не нужно к этому стремиться. Но можно использовать новые технологии с пользой для младшего поколения.

Компьютерные игры не так вредны Польза компьютерных игр

Развитие внимания

Во время игр на компьютере или планшете, независимо от жанра, однозначно тренируется внимательность ребенка, его умение переключаться.

Во что бы ни играл малыш — «стрелялки», квесты, «Мемори», развивающие игры — ему нужно постоянно быть сосредоточенным, следить за изменениями на мониторе или планшете.

Компьютерные игры — это большой объем внимания, навык воспринимать максимум информации за единицу времени.

Развития мышления

Большинство жанров компьютерных игр и приложений развивают логичность мышления, а также категоризацию, обобщение (это больше относится к развивающим играм).

А дети, которым нравятся игры-стратегии, отличаются многозадачностью, то есть умением решать несколько проблем сразу, даже если они противоречат друг другу.

Это такое свойство мышления, которое обычно развивается целенаправленно во взрослом возрасте. У детей, которые играют в квесты и стратегии, этот процесс идет намного быстрее.

Кроме того, компьютерные игры помогают улучшать способность ребенка к планированию и прогнозированию результатов своей деятельности. Ведь дошкольнику с его инфантилизмом сложно строить многоступенчатые планы и тем более предполагать, какого результата он достигнет.

Развитие физиологических навыков

Мелкая моторика, зрительная координация — все это тоже развивается во время взаимодействия с гаджетами. Классическая клавиатура или сенсорная панель — в любом случае задействованы пальцы, их чувствительность. Как известно, моторика и речь тесно связаны: чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее и быстрее ребенок учится говорить.

Игры на планшете или мониторе развивают умение ребенка действовать в ограниченном пространстве.

При подготовке к школе детей специально учат ориентироваться на листе, чтобы они в дальнейшем могли считывать информацию с доски и вести записи в тетради.

Когда у ребенка есть опыт взаимодействия с экраном компьютера, это значит, что у него уже развита пространственная координация, и это поможет ему в обучении. Хороший «тренажер» для этого — всем известная игра «Тетрис».

Крепок стереотип, что компьютер портит зрение. На самом деле, если соблюдать правила работы с ним, то взаимодействие с компьютером даже улучшает ночное зрение. Во многих играх есть герои, находящиеся в полутьме, внезапно исчезающие, и чтобы их различать, надо натренировать свое зрение вычленять отдельные объекты.

Поделюсь своим опытом. В детстве у меня было плохое зрение, и я проходила специальные коррекционные программы, и уже тогда, 20 лет назад, использовались компьютерные игры.

В них главный герой попадал в различные ситуации, и нужно было внимательно следить за действием на экране, вовремя нажимать нужные кнопки, и тогда он спасался. На экране чередовались яркие и слабые вспышки, которые заставляли глазную мышцу двигаться.

Если игра составлена правильно, она не только не портит зрение, но и улучшает его.

Компьютерные игры не так вредны Развитие уверенности

В некоторых играх можно выбрать разные уровни: попроще и посложнее. Ребенок выбирает уровень себе по силам и развивается с нем, подкрепляя ориентацию на успех. Он может достичь высоких результатов в игре, и это очень важно для детей, которые не верят в свои силы.

Повышение мотивации

Игра — это интересно и весело. Если она обучающая, развивающая и сделана интересно, то она может помочь повысить мотивацию ребенка к учебе. Есть дети, которые совсем не хотят учиться, и игры — хороший инструмент для изменения этой ситуации.

Возможность разрядки

Игры могут помочь ребенку уменьшить нервное напряжение. Иногда после дня в садике или школе малыш приходит домой расстроенный или даже злой. Игра с элементами сдержанной агрессии — это важно! — помогает ему выплеснуть негатив. Безусловно, нельзя играть в такую игру часами.

Расширение кругозора

Компьютерные игры способны в прямом смысле открыть ребенку мир. Возможно, малыш еще ни разу не был в зоопарке, но благодаря игре, в которой надо нажимать на изображения животных, он узнает, что тигренок рычит, а корова мычит. Дидактические настольные игры, которые тоже полезны, не могут дать такой наглядности, как компьютерные.

Недостатки компьютерных игр

Виртуальная реальность — это не безусловное добро, у игр есть и свои недостатки. Они могут отрицательно влиять на эмоционально-волевую, эмоционально-личностную и коммуникативную сферы детской личности.

https://www.youtube.com/watch?v=5okxh79xlOg

Эмоции виртуальных персонажей преувеличены: одно действие вызывает утрированную грусть, другое — ненормальный восторг. Это отличается от реальной жизни, в которой люди выражают эмоции не так. Нужно учиться распознавать чужие чувства, а игры этого не дают. Ребенку, погруженному в виртуальную реальность, тяжело общаться с реальными людьми.

Проводя много времени за компьютером, ребенок привыкает к достаточно примитивной обратной связи, запрограммированной самой игрой. И это отличается от реальной жизни. Кроме того, увлеченному игрой ребенку сложно понять, что с живым человеком, в отличие от компьютера, не получится играть в любой момент.

Компьютерные игры не так вредны Как выбирать игры

Чтобы компьютерные игры были для ребенка не только полезны, но и безопасны, нужно очень серьезно подходить к их выбору. На что следует обращать внимание?

Возрастные ограничения

Если у вас трехлетка, ему не подойдет развивающее приложение с пометкой 5+: малыш пока не готов воспринять информацию из него. Шестилетнему ребенку вряд ли будут интересны и полезны игры для детей от четырех лет.

Качество дизайна и логика игры

Выбирая игру, сыграйте в нее сами, оцените качество графики и связь картинки с реальным миром. В игре есть зеленые тигры и красные слоны, а главный герой возвышается над деревьями? Значит, она вашему ребенку не подходит. Ведь для малыша 3−4 лет игра — это тоже источник информации о мире.

Системные требования

Достаточно ли ваш компьютер мощный, чтобы воспроизвести выбранную игру? Не являются ли ее основные функции платными? Если ребенок не может спокойно поиграть, это может вызвать у него тревогу.

Рейтинг игры

Скачивая игру из магазина приложений, изучите ее рейтинг и отзывы пользователей, посмотрите скриншоты. Информацию о компьютерных играх можно найти на родительских форумах.

Жанр и ее цель игры

Если ваш малыш не старше трех лет, ему подойдут исключительно развивающие игры. Дошкольникам, первоклассникам уже можно предлагать стратегии и квесты, но с оговоркой: эти игры могут быть как безобидными, так и агрессивными. Если в игре демонстрируются разрушения, ребенку она не подходит.

Игры могут способствовать развитию самых разных навыков: логики, внимания, реакции. Например, дети 2−3 лет учатся манипулировать предметами, и отточить это умение можно при помощи приложений, где нужно ранжировать объекты по росту, искать одинаковые предметы.

3−4 года — период развития сенсорных эталонов, восприятия и внимания. Хорошие игры в этом возрасте — ловля птичек или рыбок на экране. В 5−7 лет нужно развивать логику и различные аспекты мышления: найти лишнее, достроить ряд, заполнить таблицу, построить башенку по образцу.

Полезными также будут симуляторы спортивных игр или ухода за питомцем

Компьютерные игры не так вредны Как играть с пользой

Чтобы компьютерные игры и развивающие приложения приносили пользу, важно, как именно играет ребенок. Соблюдайте простые правила:

  • Следите за тем, во что и как долго играет ребенок. Есть даже формула для расчета времени в минутах, которое ребенок может провести за компьютером без перерыва: его возраст, умноженный на полтора. Это значит, что шестилетка может за сутки играть максимум 9 минут за одну сессию. Таких сессий у дошкольника может быть не больше трех в день, то есть менее получаса в сутки. Нельзя садиться за компьютер или брать в руки гаджет менее чем за два часа до сна — это нагружает нервную систему малыша. Это правило должно соблюдаться строго.
  • Очень важны правильная поза и освещение. Нужно выдерживать оптимальное расстояние до экрана и следить за тем, чтобы ребенок сидел ровно на стуле или диване, а не играл лежа, даже если ему так удобно.
  • После каждой сессии за компьютером, даже трехминутной, нужно устраивать перерывы. В них должны быть гимнастика для глаз и подвижная игра.
  • Не используйте компьютерные игры как способ поощрения.

Как бы тщательно и старательно вы ни выбирали компьютерную игру, какой бы развивающей она ни была, она не должна становиться главным занятием ребенка.

Хорошо, когда у него в распоряжении есть настольные игры и конструктор, когда есть возможность устроить ролевые или спортивные игры.

Компьютерные игры и приложения помогают нам скоротать время в дороге или в очереди в больнице, но не могут заменить все остальные виды досуга и развивающих занятий.

  • 4 фактора, которые влияют на успешность ребенка в школе
  • Эдьютейнмент — это лучший образовательный формат, и вот почему
  • 5 причин отдать ребенка на программирование

Чего мы больше получаем от компьютерных игр: вреда или пользы?

Компьютерные игры не так вредны Большинство людей, сталкивавшихся с компьютерными играми, имеют об этом времяпрепровождение либо отрицательно, либо положительное мнение. Равнодушных, в общем-то, немного. И вот уже много лет не утихают споры между противниками и сторонниками компьютерных игр, причём аргументы приводятся самые разнообразные. Порой диву даёшься, какие логические цепочки выстраивают. И в основном обе стороны упирают на моменты, связанные с психикой, социумом, личностным развитием. Давайте попробуем разобраться, что думают о видеоиграх психологи. В США 99% мальчиков и 94% девочек регулярно играют в видеоигры. Из них 97% тратят на это не менее часа в день. Совокупный доход игровой индустрии ещё пять лет назад превысил $25 млрд в год, а сами по себе игры давно уже стали неотъемлемой частью попкультуры.

На видеоигры смотрят косо, пожалуй, с момента их появления. Многие десятилетия им приписывают всевозможный вред, оказываемый на организмы и разумы детей и подростков. С выходом Wolfenstein 3D, а за ним и первого Doom, начала набирать силу неутихающая по сей день народная любовь к трёхмерным шутерам. В результате к списку грехов компьютерных игр добавились пропаганда насилия и кровожадность. Также принято считать, что излишнее увлечение играми может вызывать психологическую зависимость, а иногда и депрессию, когда игрок слишком сильно сопереживает каким-то не слишком радостным сюжетным ходам. Также на игры возлагают ответственность за то, что некоторые психически неуравновешенные подростки время от времени устраивают стрельбу в американских школах. В этой стране даже существуют программы, нацеленные на отвлечение детей от видеоигр. Но, несмотря на это, дети там играют практически поголовно и упоённо.

Так действительно ли игры вредны? И если да, но насколько? Этим вопросом исследователи задаются уже несколько десятилетий, но результаты различных тестирований и наблюдений оказываются довольно противоречивыми. В конце концов психологи всё чаще начали говорить, что пора бы уже обратить внимание не только на негативные, но и на позитивные стороны увлечения видеоиграми, которые обычно игнорируются, ведь исследователи изначально ставят себе целью поиск негатива. А ведь игры в последние годы сильно изменились, стали гораздо сложнее, реалистичнее, более социально-ориентированными. Должно же это оказать какое-то влияние. И результаты некоторых исследований, проведённых в последние пять лет, говорят о том, что с играми не всё так плохо. Психологи отмечают, что современные видеоигры могут способствовать развитию социальных и когнитивных навыков, дают новый эмоциональный опыт, и даже иногда способствуют общему оздоровлению психики. Исследования в сферах возрастной и эволюционной психологий долгое время недооценивали позитивное влияние игр, особенно в детском и подростковом возрастах. Играя в социальные игры, дети не только опробуют различные сценарии взаимодействия с другими людьми, но и учатся решать конфликтные ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни. Игры позволяют безопасно «отрепетировать» власть и доминирование, агрессию, боль и разрывы.

Некоторое время назад исследователи выяснили, что у крыс в ходе шутливых потасовок вырабатываются факторы роста в областях мозга, отвечающих за социальную активность.

В результате медиальная префонтальная зона получает дополнительную стимуляцию и со временем лучше развивается.

А учитывая большое сходство некоторых социальных игр у животных и людей, можно предположить, что и на мозг наших детей игры могут оказывать сходное влияние.

Но можно ли считать, что видеоигры также могут помочь подрастающему поколению «прокачать скиллы»? Согласно мнению Изабелы Граник, одного из авторов исследования преимуществ видеоигр, — да, эта разновидность социального взаимодействия может давать игрокам такие же преимущества, как и «оффлайновые» игры. Любой геймер прекрасно знает, что видеоигры не только дают уникальные возможности взаимодействия с внутриигровой системой, недоступные при более пассивных формах развлечения (кинематограф, телевидение), но и позволяют соревноваться в сети с сотнями и тысячами других людей.

Компьютерные игры не так вредны

Под знамёнами одной из самых популярных онлайн-игр — WoW, — собралось более 20 миллионов игроков, исследующих мир, сражающихся друг с другом и с игровыми монстрами, собирающихся в кланы, добывающих сырьё, создающих предметы, общающихся в чатах, торгующих друг с другом.

Успех Minecraft нельзя объяснить реалистичной графикой и превосходной физикой мира, а ведь этой игре миллионы людей проводят несметные человеко-часы, создавая виртуальные миры и делясь ими с другими игроками.

А чего стоит серия игр Sims, в которых игрок посредством своего персонажа живёт виртуальной жизнью, обыденной или необычной, исключительно в меру своего воображения.

Существует огромное количество популярных игровых миров, в которых увлечённо проводят время и взаимодействуют друг с другом представители едва ли не всех стран мира.

Итак, что же выяснила Изабела Граник со своими коллегами? Что могут дать нам видеоигры, какие навыки можно развить с их помощью?

Читайте также:  Доппельгерц энерготоник: отзывы и цена

Когнитивные способности. У поклонников экшенов улучшается пространственное воображение, способность мысленно вращать трёхмерные объекты, они быстрее и точнее могут переключать своё внимание, они визуализируют процессы с более высоким пространственным разрешением.

Ориентирование в пространстве улучшается довольно быстро, причём зачастую результат получается не хуже, чем после прохождения специальных физических тренировок.

Видеоигры способствуют более активному и эффективному взаимодействию нейронов, что повышает способность к концентрации и распознаванию шаблонов. Лучше всего дела обстоят у поклонников шутеров, а наименьшие улучшения отмечены о любителей головоломок и ролевых игр.

Хотя надо отметить, что современные игры зачастую очень сложны, что сильно затрудняет вынесение каких-то вердиктов относительно их влияния на когнитивные способности.

Сетевые игры помогают детям и подросткам учиться разрешать проблемные ситуации, заставляя применять разные подходы. Интерактивные игры также могут стимулировать творческие способности, изобретательность. Хотя пока нет полной ясности относительно корреляции навыков, полученных в играх, с реальными жизненными ситуациями, но имеющиеся данные всё же обнадёживают.

Мотивация. При решении специфических игровые задач, невзирая на препятствия, у молодёжи может вырасти уверенность в себе, они поймут цену упорству и настойчивости.

Благодаря немедленной обратной связи при решении проблем игроки получают наглядное представление о своих способностях и уровне интеллекта, о которых они могли не подозревать.

Игры помогают детям осознать, что интеллект — вещь инкрементальная, то есть он может увеличиваться со временем, благодаря прилагаемым усилиями.

Кроме того, немедленная обратная связь позволяет игрокам находиться в «зоне ближайшего развития» (это понятие введено Львом Выготским). С ростом сложности игры уровень мастерства игроков тоже повышается, как и в результате длительной практики. А с помощью периодических подкреплений игры стимулируют не сдаваться, несмотря на всё новые и более сложные вызовы.

Как и в предыдущем разделе, пока имеется мало доказательств, что полученная в ходе игр мотивация может переноситься в реальную жизнь. Хотя многие навыки решения виртуальных проблем могут быть применены и в повседневных ситуациях. Кроме того, большое значение играет характер игрока, его индивидуальные особенности.

Эмоции. Большинство людей играют в видеоигры для удовольствия, для повышения настроения. Помимо эскапизма (это особенно важно для подростков), успешная игра способствует снижению раздражительности и расслаблению.

Многие игроки отмечают ощущение гордости, а глубокое погружение в игру даёт ощущение контроля, при котором полностью забываешь о себе. Это ментальное состояние, описываемое игроками, соответствует понятию «потока».

Согласно мнению психологов, состояние «потока» способствует росту уверенности в себе и в своих силах, что, теоретически, может позитивно влиять на душевное состояние.

Положительные эмоции, возникающие в результате регулярного глубокого погружения в игру, также могут повысить восприятие и заставить по-новому взглянуть на свою жизнь. Барбара Фредериксон, автор психологической теории broaden-and-build, считает, что положительные эмоции способствуют расширению спектра желаемых типов поведения и построению социальных связей, помогающих достигать целей и справляться с неудачами. Пока не ясно, укладываются ли в эту теорию эмоции, возникающие в ходе видеоигр, однако большинство геймеров высоко ценят получаемую ими эмоциональную отдачу.

Социальные навыки. Современные видеоигры как никогда ранее нацелены на интенсивную социальную активность.

Несмотря на стереотипное восприятие геймеров как нелюдимых интровертов, свыше 70% игроков активно взаимодействуют в виртуальных мирах со своими друзьями, играя с ними в командах или соперничая.

Благодаря социальной активности во время игр, молодёжь учится общаться с другими людьми, что может проецироваться и на реальную жизнь.

Несмотря на агрессивный сюжет многих игр, они всё же учат игроков работать в команде, уделяя внимание взаимодействию с каждым из участников. Согласно результатам исследования, если играть в шутер в компании с друзьями, то уровень враждебности и агрессивности снижается сильнее, чем если играть в ту же игру в одиночку. Учитывая критику со стороны обеспокоенной общественности, в этой сфере имеет смысл провести дополнительные исследования. Но можно с определённой долей уверенности говорить, что совместная игра улучшает социальные навыки и снижает уровень агрессии. Компьютерные игры не так вредны Несмотря на то, что видеоигры имеют исключительно развлекательный статус, их популярность поставили на службу медицине, с целью повышения мотивации у пациентов. Например, для больных раком детей была создана игра Re-Mission. Это шутер, в котором надо управлять нанороботом внутри человеческого тела и уничтожать раковые клетки. Дети, играющие в эту игру, больше узнают о своей болезни, побочных эффектах лечения и важности соблюдения медицинских предписаний. Согласно исследованиям, у игроков (а их уже более 200 000) в Re-Mission действительно усиливается вера в своё выздоровление. Множество других игр уже участвовало в академических исследованиях применительно к изучению иностранных языков, истории, географии, математики, физики и т.д. Некоторые педагоги считают, что видеоигры могут быть новым инструментом, помогающим в усвоении учебного материала. Хотя влияние именно образовательных игр пока исследовано слабо, так что вопрос контроля качества изучения материала пока открыт. К тому же всегда нужно будет искать компромисс между развлекательной и образовательной составляющими, так что вряд ли стоит надеяться на широкое распространение обучающих игр. * * * Как уже отмечалось выше, во многих публикациях отражён однобокий негативный взгляд на видеоигры. Но вешать на них ярлык — «плохие», «хорошие», «агрессивные», «социальные» — означает упускать из виду многие аспекты, присущие современным играм. Люди выбирают игры с их преимуществами и недостатками в зависимости от своей внутренней мотивации.

Несомненно, в будущем нужно исследовать одновременно как преимущества, так и недостатки видеоигр, чтобы лучше понимать их влияние на юные разумы, в том числе на разных стадиях становления личности. А современная система маркировки игр по возрастным категориям, принятая в игровой индустрии, не подкреплена никакими исследованиями.

Так ли вредны компьютерные игры?

Компьютерные игры не так вредны

Вы никогда не задумывались о том, что компьютерные игры могут быть полезны для ваших детей? Как ни странно, но и «стрелялки» с «бродилками» могут принести пользу вашему ребенку.

Неожиданный эффект

Компьютерные игры не так вредны

Безусловно, в этом есть рациональное зерно. Действительно, чрезмерное увлечение компьютером вредит здоровью ребенка, и с этим спорить сложно. Но с другой стороны все, любое злоупотребление – вредно. Будь-то утренняя зарядка или фанатичное увлечение здоровым образом жизни. Значит ли это, что компьютерные игры в оптимальной дозировке могут быть полезны? Вы будете удивлены, но и здесь есть неоспоримая польза!

В чем плюсы?

Ученые, которые тщательно наблюдали за играющими детьми, отметили, что компьютерные игры развивают мелкую моторику. Этому способствует необходимость управлять мышкой или джойстиком. Параллельно тренируется нервная система.

Ребенок, играющий в компьютерные игры, обладает хорошей реакцией, а также прекрасно улавливает и соотносит зрительные сигналы.

Так, недавно были проведены широкомасштабные исследования в Рочестерском университете, которые показали, что зрительная реакция «геймеров» намного лучше, нежели у наблюдаемых из контрольной группы (студенты, не играющие в компьютерные игры).

Кроме того, играющие в компьютерные игры намного быстрее обрабатывают визуальную информацию. Все дело в быстро меняющихся разноцветных картинках, деталях, за которыми геймер должен внимательно следить. Таким образом, происходит постоянная тренировка и адаптация зрительного анализатора.

Загрузка…

Вопросы читателей

Здравствуйте. Мне 22 года 18 октября 2013 Здравствуйте. Мне 22 года. Последнюю неделю у меня регулярно болит голова в правой части затылка. До этого вообще никогда не испытывал головных болей.

Так как изза профессии провожу до 18ти часов в сутки перед компьютером, первым делом сделал полное обследование глаз, диагноз — синдром сухого глаза и все, остальное впорядке.

Какова причина этих болей? Впервые появилась она резко, во время секса.

Посмотреть ответ

А касательно избыточного веса, который, как принято полагать, нарастает за компьютером, то и здесь не все так однозначно. В частности, ученые из Гонконга заметили интересную «деталь».

Оказывается, вес набирается не столько из-за просиживания за монитором, сколько из-за употребления в это время фаст-фуда.

Часто перед компьютером дети увлекаются чипсами, колой, сладостями, ну а взрослые не прочь побаловаться и пивом.

Кроме того, стоит отметить, что среди бесконечного множества компьютерных игр существует немало игр, где ребенку необходимо проявить смекалку и «включить» логику, что положительно скажется на развитии вашего ребенка.

Среди всего прочего стоит отметить, что компьютерная игра – это и возможность родителям отдохнуть, либо спокойно заняться домашними делами. Ваш ребенок будет некоторые время занят делом, и точно вас не потревожит, так как ему предстоит справиться с более серьезными задачами в виртуальном мире.

Будьте бдительны

Компьютерные игры не так вредны

При длительном сидении за компьютером глаза переутомляются, что со временем ведет к снижению зрения. Кроме того, от длительного сидячего положения могут возникнуть проблемы с позвоночником и суставами.

Одним из самых опасных последствий увлечения компьютерными играми является развитие зависимости. Привыкание бывает настолько серьезным, что ребенка уже не интересует реальный мир.

Многие геймеры по натуре очень рассеяны, так как они привыкли, что в случае оплошности можно вновь зайти в сохраненную игру и все сделать заново. Увы, в реальной жизни с ее законами «сохраниться» не удается, и за все приходится отвечать сполна.

Родителям очень важно проследить за тем, что детское увлечение не переросло в пристрастие, от которого тяжело избавиться.

  • Михаил Хецуриани
  • МИФЫ О ДЕТСКОМ ЗДОРОВЬЕ
  • ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ С ОЖИРЕНИЕМ
  • ТЕЛЕВИДЕНИЕ И ДЕТИ

{

Чем вредны компьютерные игры

Компьютер сегодня является неотъемлемой частью нашего дома.
Маленькие детки не умеют говорить, но уже активно щелкают кнопкой мышки,
смотрят мультики на ноутбуках, играют в планшеты и так далее. Все семилетние
детки идут в школу с телефонами, а вечерами любят поиграть в компьютерную игру.

Компьютерные игры не так вредны

Компьютерные
технологии, как неотъемлемая часть нашей жизни

  • То, что нельзя проводить много времени перед телевизором,
    компьютером, что стоит как можно меньше времени проводить с телефоном, это мы
  • слышим постоянно уже последние лет десять, если не больше. Но кто придерживается данных
  • компьютер и другие приспособления исключительно для развлечения и игр.

советов? Наверное, очень маленький процент, ведь представить нашу жизнь без
этих приспособлений уже просто нереально.

Мы не можем работать, если нет
доступа в интернет, мы в панике, если оставили дома телефон и так далее. Но это
одно дело, если это нужно для работы, то совсем другое, когда многие используют

Так ли
вредны компьютерные игры, как говорят

  1. Врачи не раз высказывали свое предположение о том, что компьютер и
    компьютерные игры негативно сказываются на здоровье человека. Причем не важно,
  2. сколько вам лет, здоровье каждого будет под угрозой.

Длительный контакт с компьютером нарушает зрение человека, игры в
наушниках воздействуют на ушную раковину, нарушая слух, прохождение
игр-стрелялок негативно сказывается на психике.

И это лишь маленькая часть
того, что в медицине считают опасным для человека и его здоровья. Все это ведет

к необходимости лечения у лучших специалистов в клиниках или больницах.

Помимо этого, высказывались неоднократные предположения в медицине,
что одной из причин появления рака груди является как раз использование телефонов
и тесный контакт с другими современными технологиями. Вранье это или нет,
решать не нам, но опасаться все же есть чего. Да и при появлении такого недуга

  • потребуется лечение у самых лучших докторов.
  • Кстати, лечением рака молочной железы занимаются израильские
    специалисты, которые проводят это очень эффективно, используя самые

инновационные методы. Информацию о чем можно более подробно узнать на сайте — lechenievisraile.com.

В чем вред
непосредственно компьютерных игр и как его избежать

Неправильным является не только то, что дети играют, но и
неправильность игр непосредственно по возрасту. Очень часто детей привлекают
игры, которые не соответствуют их возрасту. Для таких игр психика ребенка еще

не сформировалась, поэтому игры могут негативно сказаться на ней.

Помимо этого, негативным является и долгое сидение за компьютером,
помимо нарушения зрения, возможно искривление осанки. Да и думаю все
согласятся, что прогулки на свежем воздухе намного полезнее сидения за компьютером.

Также отсутствие общения с живыми людьми отразится нарушением в речи и общении.

Что вырастит из такого поколения? Люди, которые не умеют общаться,
не умеют вести диалог, помимо этого, у них проблемы с осанкой, больная спина,
плохое зрение, нарушенная психика и много чего еще. И все это из-за невинной

  1. игры за компьютером и многочасовое общение с ним.
  2. Обо всем этом нужно помнить каждому родителю, разрешая поиграть в
    одну из игр.
Читайте также:  Цистенал: инструкция по применению, цена, аналоги и отзывы

Почему в компьютерные игры не стоит играть никому?

И снова привет всем! Сегодня вы станете свидетелем моих откровений по поводу компьютерных игр. У меня была статья на канале о пользе игр, однако нет добра без худа (да уж, мастер слова из меня никакой). Глаголит вам заядлый геймер с более чем 10-летним стажем и просто хороший человек, который испытал на себе все плюсы и минусы насыщенного гейминга.

5 причин почему в компьютерные игры не стоит играть никому

Время

Играя вы тратите бесценные минуты вашей жизни

Времени много не бывает. А в играх зачастую его вообще никогда нет. Как много раз за вечер можно слышать от игромана «ну еще одну игру» или «ну в последний раз!» и любые его формы вроде «сейчас босса добью и точно спать!». Вы думаете что человек вас обманывает, однако он сам не замечает этого, ведь игра динамично предлагает ему массу различных действий для дальнейшего времяпровождения. Из своего опыта скажу, что я потратил несколько лет своей жизни на чистый геймплей. Я действительно не ошибся, ведь бывали моменты, когда мой среднесуточный онлайн был около 15 часов и вы легко можете посчитать, сколько лет в таком ритме мне понадобится для достижения хотя бы 2 лет чистого геймплея. Просто представьте, сколько полезных навыков можно было бы освоить, если бы я потратил это время на учебу!

Деньги

Некоторые игры просто созданы для выкачивания денег из игрока

Денег вообще никогда много не бывает (обычно головную боль вызывает их отсутствие). Сейчас я говорю не про все игры, однако действительно существуют особые разработчики, которые дожмут из вас каждую копейку, а вы её покорно отнесёте им в руки и будете рады. Игры не бывают бесплатными. Просто запомните это как должное, даже если игра позиционируется как бесплатная, в ней наверняка есть или куча рекламы или предложения в виде новой яркой уникальной раскраски брони вашего персонажа, а то и вовсе самые сильные предметы можно добыть только раскрыв ваш кошелёк. На игровую подписку, ключи активации и прочее за эти годы я потратил довольно круглую сумму.

Здоровье

Подорвать здоровье играя в молодости — проще простого!

Вы действительно думаете, что ночные сидения за компьютером или даже двухчасовая игра раз в день вместо прогулки на свежем воздухе сделают вас здоровее? Или вы хотя бы убережете своё здоровье? Вовсе нет. Любая длительная работа за компьютером ударяет по зрению, обмену веществ и соответственно лишнему весу, а также по опорно-двигательной системе. Ведь именно из-за игровой спешки возникают быстрые и вредные перекусы, за игрой вы можете съесть лишнего и не заметить, а особо опасно употреблять кофе и энергетики. Даже если вы не едите за компьютером, во время игры вы очень редко моргаете. В итоге ваши глаза засыхают, мышцы глаз напрягаются и медленно, но верно вы портите зрение. О многочасовом сидении с согнутой спиной я даже не хочу разглагольствовать (даже если вы просто сидите за компьютером — делайте разминку каждый 15 минут или хотя бы полчаса). В порции отсебятины я скажу что за моё игровое время я получил огромные проблемы с лишним весом (с которым до сих пор борюсь) и соответственно высокое артериальное давление, что является более серьезным поводом задуматься о надобности такого вида развлечений.

Зависимость

Многие игроки осознают необходимость прекратить игру, однако ничего не могу с собой поделать

Игровая зависимость признана во многих странах и лечится наряду с наркоманией и алкоголизмом. В России я точно не слышал про случаи принудительного лечения игромании, однако это могло бы действительно спасти будущее многих геймеров. Под зависимостью в данном случае я понимаю невозможность жить без игры, своеобразная ломка, а также игра в то время, когда необходимо решать свои проблемы. Моя самая большая потеря в жизни, которая связана с игроманией — университет. Я просто не ходил на пары, потом на сессию, а потом не предпринимал никаких действий для сдачи долгов. Как бы это прискорбно не звучало — я просто не осознавал на тот момент свои приоритеты и ежедневная игра с утра до ночи меня более чем удовлетворяла.

Бесполезность

Большинство игр не приносят никакой пользы. Вообще.

Как бы это прискорбно не звучало, но не все игры могут доставлять ту пользу, которую я перечислял в прошлой статье. Многие люди не выносят никаких уроков из игрового процесса, у них не появляется никаких наыков, а кучи времени, денег и здоровья вложенные в данное развлечение попросту теряются. Также нельзя забывать про несоизмеримость пользы и вреда игр. Большинство игроков не становится киберспортсменами, никак не зарабатывают на игре и при этом вкладывают коллосальные усилия в кучку пикселей. Об этом я жалею больше всего, ведь основную пользу из игр я вынес еще будучи учеником средней школы (5-6 классы), а продолжал играть вплоть до поступления в мой уже второй по счету университет.

Итог

Не стоит путать людей, для которых игры — их работа, с людьми, для которых игры — смысл жизни. Также прошу относиться к заядлым игрокам как к личностям, ведь в нашем обществе всё еще имеется некая дискриминация по «игровому» поводу.

Помогайте своим зависимым знакомым прозреть и найти новые впечатления в этой жизни. На этой ноте я хочу закончить повествование. Поддержать меня может каждый из вас просто нажав пальчик вверх на этой статье.

Всего вам доброго и не заигрывайтесь!

Ученые доказали, что компьютерные игры не вызывают реальную зависимость

2017-10-27T13:49Z

2017-10-27T15:20Z

https://ria.ru/20171027/1507680774.html

https://cdn22.img.ria.ru/images/150584/93/1505849316_0:143:3359:2048_1036x0_80_0_0_aa53214aaa74ce824f942f847013171c.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

МОСКВА, 27 окт — РИА Новости. Увлечение онлайн-играми не является аналогом «полноценной» наркотической или алкогольной зависимости, так как они нужны «игроманам» не сами по себе, а для притупления чувства социального или психологического дискомфорта, заявляют британские ученые в статье, опубликованной в журнале PeerJ.

«Наши наблюдения показывают, что гейминг может помогать людям, находящимся в неприятной ситуации, забыть о ней. Он не является какой-то новой формой психологической зависимости. Соответственно, если человек не удовлетворен своей жизнью, то тогда гейминг становится привлекательным для него, и наоборот», — заявила Нетта Вайнстин (Netta Weinstein) из Кардиффского университета (Великобритания).

Последние 20 лет ученые, общественные деятели, политики и обеспокоенные родители жарко дискутируют о том, являются ли компьютерные игры полезными или вредными и как они могут влиять на поведение детей и взрослых, а также на работу мозга человека. Относительно недавно этим вопросом заинтересовались нейрофизиологи, обнаружившие, что некоторые типы игр улучшают работу ряда отделов мозга, реакцию и память, а другие, наоборот, заставляют эти отделы уменьшиться в размерах.

Многие противники компьютерных игр полагают, что их сетевые разновидности могут вырабатывать у определенной группы людей зависимость подобную наркотической. По их словам, такие «игроманы» часто отказываются от всех форм контактов с обществом, работы и учебы ради того, чтобы проводить все свободное время в виртуальном мире.

Вайнстин и ее коллеги проверили, так ли это на самом деле, собрав группу примерно из шести тысяч добровольцев, людей в возрасте 20-40 лет, около половины которых увлекалась онлайн-играми (родители и друзья считали их жертвами «интернет-игромании»), а остальные никогда не играли.

И те, и другие согласились побеседовать с учеными и ответить на ряд вопросов, связанных с их отношением к играм и тем, что происходит в их личной и профессиональной жизни. Примерно через полгода исследователи провели повторный опрос и сравнили результаты.

Как отмечает Вайнстин, ее команде не удалось зафиксировать серьезных различий в поведении и стиле жизни «игроманов» и остальных добровольцев. По ее словам, для них был характерен равный уровень доходов, и они примерно одинаково относились к друзьям, родственникам, работе и другим обыденным вещам.

Единственным большим отличием было то, насколько счастливыми себя чувствовали «игроманы» и остальные добровольцы. Как говорили сами любители игр, они начинали «зависать» в сети не потому, что им нравился этот процесс сам по себе, а ради того, чтобы отвлечься от каких-то серьезных проблем на работе и в личной жизни.

Лишь один процент «игроманов» заявлял, что игры заставляли их бросать или подводить друзей или что из-за отсутствия доступа к компьютеру, приставке или телефону они чувствовали беспокойство.

Еще меньшее число людей, около 0,3 процента, говорило о том, что из-за гейминга у них появились серьезные проблемы в жизни.

Более того, те несчастливые люди, которым удавалось избавиться от чувства неудовлетворенности за полгода между опросами, обычно меняли свое отношение к играм и переставали ими увлекаться.

Все это, как считает Вайнстин, говорит о том, что «игромания» не является реальной зависимостью, подобной алкоголизму и наркомании, — люди начинают играть не ради самого игрового процесса, а из-за стремления «сбежать» от реальных проблем в виртуальный мир. Соответственно, для борьбы с «игроманией» не нужно отправлять человека в наркодиспансер, а лучше сделать его более счастливым, заключают авторы статьи.

Почему компьютерные игры вредны для психики, а реальные — нет?

Чем отличаются реальные игры игрушки от компьютерных и почему последние наносят вред психике ребенка? Когда ребенок долго играет в спонтанную игру с реальными игрушками, некоторым родителям становится не по себе.

Им кажется, что ребенок развлекается, тратит время впустую, поэтому они начинают подсовывать ему игры развивающие, начинают с чуть ли не с двухлетнего возраста учить иностранные и т. д. В развивающих играх нет ничего плохого, но они не должны стать полной заменой спонтанной игре.

Потому что спонтанная игра бывает значительно полезнее развивающей (о том, почему маленького ребенка не стоит учить иностранным языкам хотя бы до трех лет, я напишу как-нибудь в  другой раз).

Почему это так? Потому что игра для ребенка — это способ познания мира. Манипулируя игрушками, он узнает их свойства. Когда ребенок становится старше, он начинает придумывать с ними сюжетные игры — так у него развивается фантазия. Параллельно таким он усваивает роли, функции и отношения между людьми.

Ключевой характеристикой такой игры являются активность и самостоятельность. Это не родители (или инструкции развивающей или даже просто настольной игры) ведут ребенка по сюжету, говорят ему, как ему поступать, вкладывают ему информацию в голову. Он САМ создает свой мир, у него включается познавательный интерес.

Если игрушка не обладает теми свойствами, которые нужны ребенку, он переделывает ее, ломает ее и смотрит, что там внутри, чинит, учится обращаться с ней более ловко, придает ей новые функции меняет сюжет , проигрывает вновь и вновь свои неудачи и  в игровой форме ищет выход.

 В общем, он учится массе вещей, он находится в процессе  познания и активного творчества.

А что происходит с ребенком, который играет в компьютерную игру?

Во-первых, возможности придумать и создать свой собственный мир у него уже нет. Мир игры — яркий и завлекающий — для него уже создали. Это значит, что собственная фантазия у него уже не работает.

Во-вторых, у него засыпает познавательный интерес. Ничего нового в игре не происходит, после того, как он усвоил ряд простых правил. Далее он просто бесконечно осуществляет одни и те же примитивные манипуляции с виртуальными предметами.

В-третьих, манипуляции эти — не его собственные, а те, которые придумали для него чужие дяди. А поскольку они просты и примитивны, и вся цель из сводится к не менее примитивной награде, то ни о какой творческой активности и речи быть не может.

В-четвертых, быстрота получения результата и награды в сочетании с минимальными затраченными усилиями («нажми на кнопку — получишь результат») создает у ребенка иллюзию собственной силы и ловкости, в то время как на самом деле он остается пассивным и слабым.

В-пятых, ребенок привыкает к тому, что можно получить быстрый результат, используя минимальные усилия и не неся при этом серьезных потерь при проигрыше: игрушка реально не сломана, никакого физического дискомфорта он не испытывает. Далее, в реальной жизни, он сталкивается с тем, что добиться положительного результата значительно трудней, что за него нужно расплачиваться чем-то, что можно проиграть, а кнопки «рестарт» нет.

Четвертый и пятый факторы играют значительную роль в формировании компьютерной зависимости. Какой вывод сделает ребенок, играющий в компьютерные игры? Что виртуальный мир интереснее реального. Ребенок, интересно и с увлечением играющий в реальные игры, сделает обратный вывод. Для него мир будет представляться чрезвычайно интересным и полным возможностей местом.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Медицинский советник
Adblock
detector