Классификация и диагностика нарушений слуха

Сегодня классификация нарушения слуха предусматривает 4 вида патологий. Рассмотрим, чем является нарушение слуха, и разберемся в его видах, степенях, причины появления и методы лечения.

Классификация и диагностика нарушений слуха

Описание нарушения слуха

Нарушение слуха – это полное или неполное снижение функционирования слухового аппарата, во время которого больной не способен слышать или распознавать различные звуки. В случае проявления полной потери наступает глухота, при неполной развивается тугоухость. У населения данная патология встречается в 6-7% случаев.

Подавляющая часть нарушений слуха может иметь отношение к ухудшению различных слуховых функций, среди них следует выделить такие, как снижение слуховой чувствительности, селективности и избирательности слуха.

В большей части тех людей с сенсоневральной потерей слуха определяется феномен ухудшения помехоустойчивости слуха, что имеет отношение к повреждению способности находить полезные звуки в шуме, определять направление звука, расстояние до его источника и др.

Классификация нарушений слуха делится на такие виды:

Классификация и диагностика нарушений слуха

  • Сенсоневральная нарушения. Проявляется данная патология тогда, когда внутреннее ухо не может больше обрабатывать звук. Это может быть спровоцировано различными факторами, но наиболее частый – это поражение волосковых клеток улитки из-за возрастных изменений или громкого звука. Если волосковые клетки уже нечувствительны, то звуки не будут передавать нормальным образом на слуховой нерв головного мозга. Данный вид встречается почти всегда (90% случаев).
  • Центральное нарушение. Сюда следует отнести заболевания ушных отделов, что отвечают за определение и обработки звуковых сигналов. Оказывается центральное нарушения как следствие повреждение внутреннего уха, центра в головном мозге, что отвечает за понимание звука, либо слухового нерва.
  • Кондуктивно нарушения включает болезни среднего или наружного уха (перфорация, серная пробка, процесс воспаления). Возникновение такого типа нарушения объясняется заболеваниями первой группы тканей и органов – звукопроводящих.
  • Смешанное нарушение. В данном виде числится сочетание кондуктивных и сенсоневральных патологий. Возникает при наличии проблем с наружным, внутренним и средним ухом. При таком виде тугоухости применяется оперативное вмешательство или лекарственное лечение, проводится установка слухового имплантата или аппарата на среднее ухо.
  • В свою очередь, глухоту и тугоухость делят на одно – и двусторонний.

    4 степени тугоухости:

    Классификация и диагностика нарушений слуха

  • 1 степень, при которой отмечается не слишком явное уменьшение способности слышать, а слуховой порог повышается (26-40 дБ). Является способность слышать и осознавать речь на расстоянии 4-6 м, шепот можно услышать на дистанции до 3 м.
  • На 2 стадии порог слуха может колебаться в масштабе от 41 до 55 децибел. Человек может распознавать шепот с расстояния 1 м, а речь – на дистанции 4 м.
  • На 3 степени отмечается развитие недуга, порог слышимости колеблется от 56 до 70 дБ. Больной слышит речь на расстоянии до 2 м, однако отличить шепот уже не может. Есть необходимость в установке слухового аппарата.
  • На 4 стадии тугоухости звуковой порог понимания равна 71-90 дБ. Разговор на расстоянии в 1 м, воспринимается как шепот, поэтому восприятие весьма затруднено. Чтобы общаться с другими людьми, важно установить слуховой аппарат.
    • Во время полной глухоты звуковой порог повышается до 91 дБ и отмечается полное непонимание любых звуков.
    • Вернуться к змистуЧому ухудшается слух?
    • Факторы стойких нарушений слухового аппарата можно поделить на 2 группы:
  • Наследственные и врожденные патологии, которые сначала не дают работать полноценно.
  • Приобретенные дефекты слухового анализатора. Сюда относятся нарушения, которые проявились как итог повреждения адекватно развитого слухового анализатора.
  • Некоторые люди мирятся с дефектами первой группы, однако патологий, которые относятся ко второй группе, можно избежать, если не поддаваться черепно-мозговых травм, инфекций, сосудистых нарушений и прочим факторам, которые негативно сказываются на слуху.

    Классификация и диагностика нарушений слухаТакже следует соблюдать гигиену ушных раковин, предотвращать попадание в них посторонних предметов. Следующие причины могут вызвать нарушение слуха:

  • Длительное воздействие шума. Люди, которые живут недалеко от автомагистралей или аэропортов, часто попадают под звуковое воздействие, интенсивность которого колеблется от 65 до 75 дБ. Если человек долго находится в таких условиях или окна его дома открыты, то с течением времени у него вырабатывается ослаблен слух. Допустимый уровень шума и риска для здоровья человека предусматривает особые стандарты.
  • Воздействие громких звуков. Данный фактор может стать результатом повреждения волосковых клеток внутреннего уха, которые транспортируют толчки от звуковых провокаторов к мозгу. Часто один звук, отличающийся высоким уровнем громкости (взрыв, выстрел), может привести к мгновенной потере слуха. Также переносные устройства проигрывают и громкая музыка (115 дБ и выше) могут навредить, спровоцировав длительный и интенсивный нарушения слуха.
  • Наследственные патологии. Ученые обнаружили более 100 генов, мутации в которых имеют свойство провоцировать повреждение слуха. Половина случаев врожденной сенсоневральной тугоухости отличается именно генетическим происхождением. При этом повреждение слуха может развиваться со временем или отсутствовать сразу после рождения.
  • Лекарственное воздействие. Нередко медикаменты становятся причиной непоправимых нарушений слуха, поэтому их стоит ограничить или отменить. Среди таких лекарств могут быть антибиотик гентамицин, некоторые противовоспалительные и мочегонные средства, аспирин.
  • Травмы при родах. Во время родов нередко возникают факторы, которые могут стать результатом неправильного клеточного питания мозга кислородом новорожденного или даже внутричерепной травмы. Это могут быть преждевременные, стремительные или затяжные роды, кесарево сечение.
  • Инфекционное заболевание при беременности. В таком случае негативное влияние на слух будущего малыша могут предоставить грипп, краснуха или герпес.
  • Возрастные изменения. С возрастом функция слуха падает, данное явление присущее человеческому организму. Многие люди отмечали, что слух ухудшался примерно после 60 лет. Обычно в таком возрасте это приносит определенный дискомфорт.
  • Вернуться к змистуДиагностика и коррекция

    Классификация и диагностика нарушений слуха

  • Запись тональной пороговой аудиограммы.
  • Камертональни пробы.
  • Регистрация слуховых потенциалов.
  • Анализ отоневрологической спонтанной симптоматики.
  • Анализ функции печеный и свертывания крови.
  • Компьютерная томография.
  • Ультразвуковая диагностика.
  • Магнитно-резонансная томография.
  • При глухоте диагностика является важным шагом на пути к коррекции.

    Как только обнаруживается незначительное ослабление слуха, важно пройти обследование, в ходе которого будет установлена причина патологии и принято решение о дальнейшем предотвратить проблемы.

    С целью коррекции слуха важно соблюдать такие правила:

  • Операция по исправлению слуха.
  • Отказ от вредных привычек (употребление спиртных напитков, курение).
  • Соблюдение диеты и режима.
  • Нарушение слуха у детей: причины, классификация, лечение

    Нарушения слуха возникают у детей различного возраста на фоне наследственности и других вредных воздействий.

    Существует большое количество типологий нарушений, каждая из которых отличается своим критерием, который в нее заложен. Лечение осуществляется как медикаментозно, так и с помощью операций.

    Диагностику осуществляют с помощью инструментальных методов исследования и сбора анамнеза у родителей.

    Причины развития нарушений слуха

    Нарушения слуха у детей, подростков и детей школьного возраста развиваются по различным причинам. К факторам возникновения нарушений слуха относится наследственность. Если слух снижен или отсутствует у кого-то из родителей, то вероятность возникновения слуховой патологии у ребенка высока.

    Кроме этого, к причинам появления этих патологий относят эндогенное и экзогенное воздействие на орган слуха плода.

    Инфекционные заболевания матери в первом триместре беременности (грипп, краснуха, корь, герпес, туберкулез) могут повлиять на формирование этого недуга.

    Интоксикация мамы на фоне приема антибиотиков или алкоголя и профессиональных вредных факторов, а также травмы во время беременности приводят к развитию нарушений слуха у будущего ребенка. Причиной врожденных нарушений слуха является несовместимость крови плода и матери.

    https://www.youtube.com/watch?v=S71tyc4Y3xI

    Приобретенные патологии слуха возникают по причине развития воспаления в среднем ухе (отит) или во внутреннем ухе, в стволе слухового нерва, а также при заболеваниях носа и носоглотки.

    Слуховые нарушения возникают при перенесении инфекционных заболеваний ребенком (менингит, скарлатина и др.). Слуховой аппарат может пострадать на фоне родовой травмы при сдавливании головы ребенка или из-за наложения акушерских щипцов.

    Нарушения слуха возникают при травмах внутреннего уха, которые возникают из-за падения ребенка с большой высоты или ДТП.

    Виды и основные клинические проявления

    Существует большое количество классификаций нарушения слуха, каждая из которых отличается друг от друга положенными в основу причинами. Л. В. Нейман в 1977 году предложил классификацию в зависимости от степени поражения слуховой функции и возможности развития речи при таком состоянии слуха. Выделяют два вида нарушений слуха:

    • тугоухость — снижение слуховой функции, при котором возникают трудности в восприятии речи и ее овладении, но овладение слуха остается возможным с ограничением словарного запаса;
    • глухота — снижение слуха, при которой самостоятельное овладение речью невозможно.

    Критерием этой классификации является степень понижения слуха в области речевого диапазона частот от 500 до 4000 Гц. Ученый выделяет три степени тугоухости:

    Степень Громкость Характеристика
    Первая Снижение слуха не превышает 50 дБ Речевое общение сохранно, ребенок разборчиво понимает речь на расстоянии более 1-2 метров
    Вторая Потеря слуха от 50 до 70 дБ Коммуникация осуществляется с трудностями, потому что речь воспринимается ребенком на расстоянии до 1 метра
    Третья Потеря слуха более 70 дБ Происходит нарушение общения, т. к. ребенок не воспринимает речь около уха

    Нарушение восприятия и овладевания речью происходит при снижении слуха ребенка на 15-20 дБ. Это, по мнению Неймана, является границей между нормальным слухом и тугоухостью. Пограничное состояние находится на уровне 85 дБ.

    Существует четыре группы глухих детей. К первой группе ученый относит детей, которые воспринимают звуки с частотой 125-250 Гц. Вторая группа глухих детей характеризуется восприятием звуков до 500 Гц. Третья группа — дети, которые могут воспринимать звуки частотой до 1000 Гц, а к четвертой относятся пациенты, воспринимающие звуки в широком диапазоне (от 2000 Гц и выше).

    Дети с небольшими остатками слуха воспринимают очень громкие звуки на маленьком расстоянии (крик, гудок паровоза или удары в барабаны). Те пациенты, которые относятся к третьей и четвертой группе, могут воспринимать звуки музыкальных инструментов, громкие голоса животных и бытовые звуки, а также речь.

    Согласно Международной классификации болезней, выделяют пять степеней нарушений слуха:

    Степень Восприятие громкости
    Первая Снижение слуха на уровне не более 40 дБ
    Вторая 40-55 дБ
    Третья 55-70 дБ
    Четвертая 70-90 дБ
    Глухота Более 90 дБ

    В зависимости от причин возникновения патологии выделяют наследственную, врожденную и приобретенную тугоухость. По локализации принять различать три формы нарушений:

    • нейросенсорная форма развивается при поражении звуковоспринимающего аппарата, т. е. внутреннего уха, слухового нерва или структур слухового анализатора и встречается в 91% случаев у пациентов, которые страдают нарушениями слуха;
    • кондуктивная тугоухость возникает по причине развития нарушений в звукопроводящем аппарате: наружного уха, барабанной перепонки и слуховых косточек (среднего уха);
    • смешанная форма.

    Классификация и диагностика нарушений слуха

    Строение слухового аппарата

    Классификация Боскис

    В основу типологии Р. М. Боскис были положены следующие критерии:

    1. Нарушение работы слухового анализатора следует рассматривать отлично от такого же нарушения у взрослых людей. У взрослого такое нарушение приводит к проблемам в общении, а у детей это влияет на психическое развитие ребенка, происходят нарушения в формировании речи и возникают другие расстройства.
    2. Необходимо учитывать возможность самостоятельного овладения речью при нарушении слуха. Невозможность полного восприятия формирует препятствия для овладения речью. Отсутствие устной речи или ее недоразвитие влияет на нарушение в формировании письменной речи (понимание текста и невозможность передачи собственных мыслей в письме).
    3. Слух и речь тесно связаны, т. е. слуховые патологии препятствуют развитию речевой функции, а нормальное применение слуха зависит от уровня развития речи.
    4. Дети с нарушениями слуха имеют различный уровень развития речи, и это зависит от степени нарушения слуховой функции, времени возникновения, условий нахождения ребенка после появления патологии и его индивидуальных особенностей.
    Читайте также:  Сделали манту и ребенок заболел: можно ли заболеть после манту

    Наблюдается взаимосвязь между снижением слуха и состоянием речевой функции: чем больше потеря слуха, тем сильнее страдает речь детей. При тяжелых нарушениях она вообще не формируется без специального обучения.

    Время потери слуха также влияет на развитие речи: чем раньше оно возникло, тем больше оно отражается на развитие речи.

    Потеря слуха в возрасте до двух лет, когда речь не сформировалась, приводит к полному ее отсутствию.

    Нарушения, которые возникли в возрасте от двух до четырех лет, вызывают распад речи.

    У старших дошкольников при потере слуха речь частично сохраняется, но если не оказывать специальную педагогическую помощь, нарушения речи будут прогрессировать.

    Чем раньше осуществлена диагностика нарушений слуха и оказано лечение для устранения последствий его снижения, тем успешнее будет проходить развитие ребенка.

    Для того чтобы речь развивалась у плохослышашего малыша нормально, важно чтобы уровень психического развития был в норме и отсутствовали такие нарушения, как задержка психического развития, умственная отсталость, нарушения зрения. На это влияют и личностные особенности детей. Общительные дети лучше овладевают речью, чем пассивные.

    На основе этого Р. М. Боскис выделила две группы детей со слуховыми нарушениями:

    Категория Характеристика
    Глухие Самостоятельное овладение речью невозможно. Не воспринимают чужую речь
    Слабослышащие Ребенок может сам овладеть речью. Дети могут воспринимать шепот и речь разговорной громкости

    В зависимости от состояния речи у глухих детей выделяют две категории. К первой относятся дети без речи, которые родились глухими или потеряли слух до двух лет, — ранооглохшие дети. Ко второму виду относятся дети, которые потеряли слух в период, когда их речь была сформирована (позднооглохшие).

    Существует две категории слабослышащих детей. К первой группе относятся дети, которые к началу поступления в школу имеют тяжелое недоразвитие речи, т. е.

    у них наблюдается неправильное построение фраз, нарушения лексико-грамматического и фонетического строя речи).

    Вторая группа характеризуется тем, что дети владеют развернутой фразовой речью и отмечаются небольшие нарушения в грамматическом строе и фонетическом оформлении.

    Признаки

    Если у малыша до четырех месяцев не наблюдается реакция на громкие звуки, к 7-9 месяцам он не может определить источник звука, а в 1-2 года у него отсутствует словарный запас, то необходимо безотлагательно обратиться к врачу.

    Дети в более старшем возрасте могут не реагировать на шепот или разговорную речь, которая обращена к ним сзади, не отзываются на свое имя, переспрашивают одно и тоже два-три раза и не различают звуки окружающей среды. Тугоухость характеризуется наличием недоразвития речи, т. е.

    имеет место нарушение произношения звуков, отмечаются трудности в различении фонем.

    У детей ограничен словарный запас и несформирован лексико-грамматический строй речи. Это влияет на развития нарушений чтения (дислексия) и письма (дисграфия). Первыми признаками тугоухости в детском возрасте являются вестибулярные нарушения (неустойчивость походки, шум в ушах, головокружения).

    Диагностика

    Диагностика осуществляется такими специалистами, как неонатолог, педиатр, детский отоларинголог. У новорожденных детей, которые хорошо слышат, регистрируются различные безусловные реакции (расширение зрачков, торможение сосательного рефлекса и др.).

    В возрасте 3-4 месяца ребенок обладает способностью к локализации источника звука.

    Для выявления патологии наружного уха и барабанной перепонки проводится отоскопия — исследование наружного слухового прохода и барабанной перепонки с помощью осветительного прибора.

    Классификация и диагностика нарушений слуха

    Для изучения слуховой функции у детей младшего школьного и дошкольного возраста применяется игровая аудитометрия (оценка остроты с помощью аудиометров), у школьников — речевая и тональная аудиометрия, камертональное исследование слуха (с использованием камертона). Для исследования слуха используется акустическая импедансометрия и регистрация слуховых вызванных потенциалов.

    Классификация и диагностика нарушений слуха

    Камертон

    Чтобы выявить локализацию поражения слухового анализатора применяется электрокохлеография. Этот метод заключается в установлении электрода в наружный слуховой проход или на барабанную перепонку). Если у ребенка обнаруживается снижение слуха, то его направляют к обследованию и лечению к сурдологу, отоневрологу или слухопротезисту.

    Лечение и профилактика

    Детей с этими патологиями лечат с помощью медикаментов, физиотерапии и оперативных вмешательств. В некоторых случаях необходимо удалить серную пробку или инородное тело из уха для того, чтобы избавиться от нарушений слуха.

    Если у ребенка поражена барабанная перепонка или слуховые косточки, то нужно провести мирингопластику (восстановление целостности барабанной перепонки при помощи взятия кожного лоскута над ушной раковиной и накладывании на отверстие) и протезирование слуховых косточек.

    Медикаментозная терапия осуществляется в зависимости от причины и степени тугоухости. Если нарушение слуха возникло на фоне сосудистых патологий, то назначают лекарства, которые способствуют улучшению кровоснабжения во внутреннем ухе (винпоцетин, папаверин, никотиновая кислота). При нарушении слуха из-за инфекционных заболеваний применяются антибиотики.

    Классификация и диагностика нарушений слуха

    К немедикаментозным способам лечения относится пневмомассаж барабанной перепонки, который заключается в подаче переменного давления специальным прибором. Активно применяется иглорефлексотерапия (иглоукалывание) и магнитотерапия (воздействие магнитным полем на слуховой аппарат). В некоторых случаях используется электрофорез — введение лекарственных средств с помощью электрического тока.

    Иногда для лечения детей используется слухопротезирование (применение слуховых аппаратов) или кохлеарная имплантация (установка в улитку внутреннего уха электронной системы, которая обеспечивает звуковосприятие). Реабилитация детей с нарушениями слуха включает в себя помощь и других специалистов. К ним относится логопед, дефектолог и детский психолог.

    Профилактика задержки речевого развития и отставания в развитии интеллекта заключается в своевременном выявлении нарушений слуха и при первых признаках нужно обратиться к врачу. При раннем начале лечения можно добиться стабилизации слуха. Следует лечить патологии ЛОР-органов и проводить постоянные вакцинации.

    Виды нарушения слуха и их причины

    Нарушение слуха на медицинском языке называется тугоухостью. Тугоухость, вызываемая препятствиями на пути усиления звуков, называется кондуктивной. Она возникает:

    • на уровне наружного уха (серная пробка, пороки развития наружного уха);
    • на уровне среднего уха (отверстия и повреждения барабанной перепонки, повреждение слуховых косточек, отосклероз, нарушающий подвижность слуховых косточек).

    Такая тугоухость обычно исправляется хирургическим путем – операции по восстановлению целостности барабанной перепонки или подвижности слуховых косточек (тимпанопластика, стапедопластика, и т д.). В некоторых случаях необходимо дополнительное назначение очень простого слухового аппарата — он должен просто усиливать звуки.

    • воспаление среднего уха (отит);
    • разрыв цепи слуховых косточек;
    • повреждение барабанной перепонки;
    • нарушение анатомии внешнего уха;
    • отосклероз;
    • ушная сера.

    https://www.youtube.com/watch?v=ytabout

    Тугоухость, связанная с нарушением преобразования механических колебаний в электрические импульсы, называется сенсоневральной. Для данного типа тугоухости характерно не только снижение звуковосприятия, но и его искажения. При этом:

    • снижается болевой порог; звуки интенсивностью чуть громче порога слышимости становятся непереносимыми, тогда как для нормально слышащих людей болевой порог составляет около 100 дБ;
    • затрудняется восприятие речи на фоне шума.

    Сенсоневральную тугоухость нельзя излечить хирургическим путем. Электронные схемы назначаемых слуховых аппаратов должны быть более сложными для того чтобы скорректировать индивидуальные особенности слуха конкретного пациента, характерные для данного вида тугоухости.

    • снижение слуха, обусловленное старением организма;
    • наследственное нарушение слуха;
    • приобретенное нарушение слуха (вследствие болезни);
    • врожденное нарушение слуха;
    • акустическая травма.
    • — биологические факторы (врожденные);
    • — физические травмы, особенно головы;
    • — экологические факторы: трассы с оживленным автомобильным движением, аэропорты, Ж/Д вокзалы и пути;
    • — поражение мозговых центров, которые отвечают за распознавание речи и звуков.

    Существует множество причин нарушений слуха. Они делятся на две группы. К первой относятся приобретённые, а ко второй – врождённые нарушения слуха. С последними остаётся только смириться. Приобретённых нарушений можно избежать.

    К приобретённым нарушениям слуха относятся:

    • длительное шумовое воздействие. Причины нарушения могут крыться в постоянном звуковом загрязнении, с которым сталкиваются люди, живущие возле крупных автомагистралей, железнодорожных вокзалов, аэропортов или работающие на шумных производствах;
    • звуковые травмы. Громкий хлопок, взрыв или выстрел могут привести к повреждению волосковых клеток улитки. Они отвечают за передачу звуковой информации слуховому нерву. Также причиной звуковой травмы может стать регулярное прослушивание громкой музыки в наушниках;
    • следствие приёма препаратов. Некоторые лекарственные средства вызывают ухудшению слуха. Поэтому никогда не стоит заниматься самолечением. Нарушенный слух может не восстановиться никогда;
    • механические травмы. Причин множество: от неаккуратной чистки уха до повреждения мозга;
    • инфекции. Многие заболевания, особенно в раннем детстве, вызывают нарушения слуха. К ним относятся корь, свинка, грипп и так далее;
    • возрастные изменения. С этим сталкивается большинство людей старше 60 лет. Слух снижается из-за атрофии волосковых клеток.

    Среди врождённых нарушений слуха можно выделить:

    • генетические факторы. Мутации некоторых генов приводят к нарушениям слуха. Свыше половины врождённых патологий имеют генетическую природу;
    • тяжёлое течение беременности. Чаще всего на свет появляются малыши с нарушенным слухом у матерей, которые страдали от сильного токсикоза, угрозы выкидыша во время вынашивания плода;
    • трудные роды. Нарушение слуха может стать следствием недостаточного снабжения мозга ребёнка кислородом. Это бывает при обвитии, преждевременных или стремительных родах, тазового или ягодичного предлежания, кесарева сечения.

    Дети с нарушенным слухом могут нормально развиваться, если родители своевременно обратятся за помощью к специалистам. Если вы находитесь в группе риска, то рекомендуется регулярно обследовать малыша.

    Классификация нарушения слуха

    1. Сенсоневральное – болезни внутреннего уха, улитки, слухового нерва, слуховых путей.

    2. Центральное – болезни ушных отделов, которые отвечают за определение и обрабатывание звуковых сигналов.

    Классификация и диагностика нарушений слуха

    3. Кондуктивное – болезни среднего или наружного уха (серная пробка, воспаление, перфорация).

    4. Смешанное – сочетание кондуктивных болезней и сенсоневральных.

    Тугоухость и глухоту различают одностороннюю и двухстороннюю.

    1 степень: незначительно сниженная способность слышать, слуховой порог увеличивается: 26 — 40 децибел. Человек слышит и понимает речь на дистанции 4-6 метров, слышит шепот на расстоянии до 3-х метров.

    2 степень: порог звуковой в диапазоне: 41 — 55 децибел.Человек слышит речь на дистанции до 4-х метров, а шепот — с одного метра.

    3 степень: прогрессирование болезни, порог слышимости от 56 до 70 децибел. Человек слышит речь с дистанции до 2 метров, но различать шепот не может. Здесь необходим слуховой аппарат.

    Классификация и диагностика нарушений слуха

    4 степень: порог звукового восприятия составляет 71 — 90 децибел. Речь разговорная на дистанции одного метра воспринимается как шепотная и понять такому человеку ее невозможно. Требуется обязательное ношение слухового аппарата для общения с людьми.

    Полная глухота – это повышение порога слухового восприятия больше 91 децибел, полное невосприятие любых звуков.

    Читайте также:  Влажный кашель у ребенка: методы лечения кашля с мокротой

    Диагностика нарушений слуха

    1. — камертональных проб;
    2. — записи пороговой тональной аудиограммы;
    3. — объективных методов: регистрация слуховых потенциалов;
    4. — импедансометрии: выявление разрыва цепочки слуховых косточек, нарушения функционального состояния слуховой трубы, обнаружение выпота в барабанной полости;
    5. — анализа отоневрологической спонтанной симптоматики, стабилографии, результатов вращательной пробы (выявление гипо- или гиперрефлексии лабиринта);
    6. — исследования свертывания крови, функции печени;
    7. — оценки выделительной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем (для установления причины болезни);
    8. — КТ,МРТ,УЗ допплерография и реоэнцефалография для диагностики: невриномы VIII пары черепно-мозговых нервов, нарушений кровообращения в артериях, которые питают лабиринт, арахноидита мостомозжечкового угла травматической и воспалительной этиологии.

    https://www.youtube.com/watch?v=ytdev

    • Диагностика имеет большое значение в профилактике глухоты.
    • При малейшем ослаблении слуха необходимо обследоваться, чтобы устранить причину как можно раньше и не допустить осложнения.
    • — ощущение плохого восприятия обычных звуков, которые ранее отчетливо было слышно: звук дверного звонка, телефона;
    • — постоянной просьбе что-то повторить, частое невосприятие сказанного из-за плохой слышимости;

    Классификация и диагностика нарушений слуха

    1. — избегание шумной обстановки вследствие невозможности услышать собеседника, при том, что он вас хорошо слышит;
    2. — громком просмотре телевизора, о чем могут указать родственники;
    3. — напряжению слуха, чтобы услышать говорящего;
    4. — появлению шума в ушах.

    Коррекция слуха

    • — операция по коррекции слуха;
    • — отказ от курения, алкогольных напитков;
    • — соблюдение охрано-режима и диеты;

    — протезирование слуха: использование слуховых аппаратов, усиливающих звук (при средней степени тяжести). В первое время пациенты испытывают дискомфорт из-за непривычной громкости окружающих звуков.

    https://www.youtube.com/watch?v=ytcreators

    К врачу-отоларингологу необходимо обращаться при первых проявлениях снижения слуха, так как существует взаимосвязь между степенью снижения звуковосприятия и прогнозом лечения.

    Острое нарушение при своевременном лечении позволяет достичь хорошего результата, восстановить слух возможно. Постепенно прогрессирующая тугоухость дает малые шансы.

    Чем легче стадия, меньше сроки появления, тем лучше результаты лечения.

    Классификация детей с нарушениями слуха

    Классификация и диагностика нарушений слуха В данной статье пойдет речь о классификации детей с нарушением слуха, методики их обследования (различия по состоянию слуха, определение степеней тугоухости и группы глухоты), а также в чем отличие нарушение слуха у ребенка от взрослого человека.

    У детей с нарушением слуха имеющие стойкое двустороннее нарушение, обычное речевое общение с окружающими затруднено или без слухового аппарата невозможно. В соответствии со статистикой Всемирной Организации Здравоохранения по индустриально развитым странам, число детей в возрасте до 16 лет, страдающих нарушениями слуха различной этиологии, в России превышает 600 тыс.

    В России создана единая система раннего выявления нарушений слуха, начиная с периода новорожденности.

    К настоящему времени созданы медицинские и педагогические методики выявления нарушений слуха у детей младенческого, раннего, дошкольного и школьного возраста и взрослых (Г.А. Таварткиладзе, М.Я. Козлов, Ф.Ф. Pay, И.Г. Багрова, Э.И. Леонгард, А.Л. Левин, Е.П. Кузьмичева, Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко и др.)

    Данные педагогического обследования дополняют результаты медицинской диагностики нарушений слуха. Результаты аудиологического и педагогического обследования сопоставляются между собой, и только при условии их соответствия можно быть уверенным, что состояние слуха оценено правильно.

    Методики обследования слуха у детей

    Педагогические методики обследования слуха у детей первого года жизни основываются на регистрации безусловных ориентировочных реакций на различные звуки: музыкальные инструменты и игрушки с разной частотной характеристикой (погремушка, дудка, гармошка, свисток, барабан), голос (в зависимости от состояния слуха — разговорной или повышенной громкости), шепот (если отмечаются реакции на голос разговорной громкости на расстоянии более 1 м). Данные реакции проявляются в замирании (двигательном торможении) или, наоборот, активизации движений, повороте головы или глаз в сторону звука, в плаче, прекращении или активизации сосания и др. У детей старше 1,5 лет при обследовании слуха выявляется наличие условной двигательной реакции на различные неречевые и речевые стимулы, расстояние, на котором дети уверенно реагируют на данные стимулы определенным действием (умеют ждать начала сигнала и действуют точно на начало сигнала). В качестве звуковых стимулов используются музыкальные инструменты и игрушки с разной частотной характеристикой, слогосочетания и слова, произносимые голосом разговорной или повышенной громкости, шепотом. Кроме этого выявляются возможности ребенка воспринимать на слух знакомые слова с разной частотной характеристикой (используются специальные списки слов), расстояние, на котором ребенок точно повторяет предъявленные речевые стимулы. В обследование включается также выявление у ребенка возможности различать на слух знакомые слова в условиях ограниченного выбора после неоднократного предъявления образца звучания.

    Различия по состоянию слуха

    По состоянию слуха различают детей слабослышащих (страдающих тугоухостью) и глухих. Тугоухость — стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи.

    Тугоухость может быть выражена в различной степени — от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. При тугоухости у ребенка возникают затруднения в восприятии и самостоятельном овладении речью.

    Однако остается возможность овладения с помощью слуха хотя бы ограниченным и искаженным составом слов. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми.

    Глухота — глубокое стойкое поражение слуха, при котором восприятие речи без слухового аппарата становится невозможным. При глухоте самостоятельного овладения; речью детьми (спонтанное формирование речи) не происходит.

    Внутри каждой из этих групп отмечается различное понижение слуха. В аудиологии разработан ряд классификаций детей с нарушениями слуха, в основу которых положены различные факторы. В сурдопедагогике в нашей стране широко пользуются классификацией Л.В. Неймана (1961). В ней учитываются степень поражения слуховой функции и возможности восприятия речи на слух.

    Определение степеней тугоухости

    В качестве основного критерия определения степеней тугоухости Л. В. Нейман использует степень понижения слуха в области речевого диапазона частот по данным субъективной тональной пороговой аудиометрии.

    В зависимости от средней потери слуха в указанном диапазоне выделяются три степени тугоухости:

    • 1-я степень — снижение слуха не превышает 50 дБ;
    • 2-я степень — средняя потеря слуха от 50 до 70 дБ;
    • 3-я степень — потеря слуха превышает 70 дБ.

    Затруднения в овладении речью могут возникать у ребенка уже при снижении слуха на 15—20 дБ. Это состояние Л.В. Нейман считает границей между нормальным слухом и тугоухостью. Условная граница между глухотой и тугоухостью, по классификации Л.В. Неймана, находится на уровне 85 дБ.

    • При 1-й степени тугоухости, когда средняя потеря слуха не превышает 50 дБ, для ребенка остается доступным речевое общение: он может разборчиво воспринимать речь разговорной громкости на расстоянии более 1—2 метров, шепот около уха.
    • При 2-й степени тугоухости снижении слуха от 50 до 70 дБ, речевое общение затруднено, так как разговорная речь воспринимается на расстоянии до 1 метров, шепот не воспринимается.
    • При 3-й степени тугоухости потере слуха свыше 70 дБ, общение нарушается, так как речь разговорной громкости воспринимается не всегда разборчиво даже у уха.

    Группы глухоты

    Возможности, которыми располагают глухие дети для различения звуков окружающего мира, зависят в основном от диапазона воспринимаемых частот. В зависимости от диапазона воспринимаемых частот выделены четыре группы глухих:

    • 1-я группа — дети, воспринимающие звуки до 250 Гц;
    • 2-я группа — дети, воспринимающие звуки до 500 Гц;
    • 3-я группа — дети, воспринимающие звуки до 1000 Гц;
    • 4-я группа — дети, которым доступно восприятие звуков в широком диапазоне частот до 2000 Гц и выше.

    В настоящее время при оценке состояния слуха детей широко используется Международная классификация нарушений слуха. В соответствии с Международной классификацией средняя потеря слуха определяется в области частот 500,1000 и 2000 Гц.

    • 1-я степень тугоухости — снижение слуха составляет 25—40 дБ;
    • 2-я степень — 40—55 дБ;
    • 3-я степень — 55—70 дБ;
    • 4-я степень — 70—90 дБ.

    Снижение слуха более 90 дБ определяется как глухота.

    Нарушение слуха у ребенка

    Классификация и диагностика нарушений слухаНарушение слуха у ребенка необходимо рассматривать в его принципиальном отличии от аналогичного недостатка у взрослых. У взрослого нарушение деятельности слухового анализатора приводит к проблемам устного общения. Нарушение слуха в раннем возрасте влияет на ход психического развития ребенка, вызывает ряд тяжелых вторичных отклонений в развитии, прежде всего в формировании речи.

    Слух и речь тесно связаны между собой. С одной стороны, нарушение слуха препятствует естественному развитию речи; с другой — нормальное использование слуха находится в зависимости от уровня развития речи.

    Слуховое восприятие имеет решающее значение для формирования речи: невозможность полноценного слухового восприятия создает препятствия для овладения речью и вызывает нарушения речевого общения у ребенка.

    Отсутствие устной речи или значительное ее недоразвитие затрудняет овладение письменной формой речи: понимание читаемого, передача собственных мыслей на письме. В свою очередь, недоразвитие речи служит препятствием в овладении знаниями в различных сферах жизни человека.

    Группа детей с нарушениями слуха исключительно разнообразна и по уровню речевого развития, что обусловлено сочетанием следующих факторов: степенью нарушения слуха, временем возникновения слухового дефекта, педагогическими условиями, в которых находился ребенок после появления нарушения слуха; индивидуальными особенностями ребенка. Отмечается прямая взаимосвязь между снижением слуха и состоянием речи: чем больше потеря слуха, тем сильнее страдает речь ребенка, а при тяжелых нарушениях она вообще не развивается без специального обучения.

    Педагогические условия, в которых находится ребенок после потери слуха, имеют важное значение для его психического и речевого развития: чем раньше выявлено снижение слуха, тем успешнее будет проходить развитие ребенка, тем меньше опасность тяжелого отставания в развитии познавательной деятельности, формировании речи и общения, личностном развитии.

    Для успешного развития ребенка со сниженным слухом важное значение имеет раннее слухопротезирование, создание речевой среды в семье, проведение обще развивающих и коррекционных занятий. На процесс речевого развития детей с нарушениями слуха влияют дополнительные нарушения (задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение зрения и т. п.

    ), которые значительно затрудняют процесс формирования речи и развития личности в целом.

    Глухие и слабослышащие

    Ориентируясь на указанные принципиальные положения педагогической типологии, P.M. Боскис выделила две основные группы детей с недостатками слуха: глухие и слабослышащие.

    К группе глухих отнесены дети, состояние слуха которых не создает возможности для спонтанного формирования речи (без специального обучения). В зависимости от состояния речи среди глухих выделены две категории.

    Первая категория — дети без речи, родившиеся глухими или потерявшие слух в период, предшествующий формированию речи (примерно до 2 лет), — это ранооглохшие дети.

    Вторая категория — дети, потерявшие слух в период, когда их речь была сформирована, при этом уровень развития речи может быть различен — это позднооглохшие дети.

    К группе слабослышащих отнесены дети с нарушенным слухом, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени.

    С учетом состояния речи выделены две категории слабослышащих детей: слабослышащие дети, которые к моменту поступления в школу имеют тяжелое недоразвитие речи, (отдельные слова, короткие, неправильно построенные фразы, грубые нарушения лексического, грамматического, фонетического строя речи), и слабослышащие дети, владеющие развернутой фразовой речью с небольшими отклонениями в грамматическом строе, фонетическом оформлении.

    Читайте также:  Недержание мочи при кашле: причины, диагностика и лечение

    На основании выделения различных групп детей с нарушениями речи P.M. Боскис определила дифференцированные условия их обучения, основанные на различных способах восприятия речи и различных способах ее формирования.

    В соответствии с выделенными категориями детей были созданы различные типы школ: специальная школа для, глухих детей и специальная школа для слабослышащих и позднооглохших детей с двумя отделениями: первое; — для детей, владеющих развернутой речью; второе — для детей с глубоким недоразвитием речи.

    Вывод. Дети с нарушениями слуха представляют собой неоднородную группу, характеризующуюся разной степенью и характером нарушений слуха; временем, в котором произошло понижение слуха; уровнем речевого развития; наличием или отсутствием дополнительных отклонений в развитии в качестве первичных, а также педагогическими условиями, в которых находился ребенок после потери слуха.

    Вопрос 58. Причины нарушений слуха, их диагностика и медицинская реабилитация

    • 1. Основные причины возникновения нарушений слуха:
    • • инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности;
    • • асфиксия новорожденного;
    • • внутричерепная родовая травма;
    • • гипербилирубинемия (превышение содержания билирубина в крови — одного из главных пигментов желчи);
    • • резус-конфликт;
    • • гемолитическая болезнь новорожденного (процесс внутрисосудистого распада эритроцитов и выхода из них гемоглобина в плазму);
    • • масса тела при рождении менее 1500 г;
    • • недоношенность;
    • • перекошенность;
    • • применение препаратов с ототоксическим действием, назначаемых ребенку или матери во время беременности;
    • • наследственные заболевания матери (в семье), сопровождающиеся поражением слухового аппарата;
    • • детская инфекция (паротит, скарлатина, корь и др.);
    • • эпидемический менингит;
    • • грипп;
    • • острые и хронические отиты;
    • • черепно-мозговая травма.

    2. В нашей стране функционирует государственная система раннего выявления детей с подозрением на снижение слуха. Диагностика нарушений слуха производится с помощью медицинского и педагогического обследования. Медицинское обследование проводится врачом-отоларингологом и включает отиатрический осмотр и аудиологическое исследование.

    1. Аудиология — раздел медицины, разрабатывающий вопросы состояния слуха, его нарушений, а также методы диагностики, профилактики и устранения этих нарушения
    2. Педагогическое обследование проводится учите лемдефектологом и предполагает:
    3. регистрацию поведенческих реакций ребенка на звучание низко-, средне-, и высокочастотных игрушек и речи; выявление (у говорящих детей) возможности воспринимать на слух произносимые голосом разговорной громкости и шепотом звукоподражания, лепетные слова, полные слова и фразы.
    4. Место и степень поражения слуха определяются методами аудиометрии (акуметрии) — измерения остроты слуха определением наименьшей силы звука, воспринимаемого человеком.
    5. Разновидности аудиометрии:
    • тональная — исследование слуха при помощи аудиометра, подающего простейшие сигналы (тона), изменяемые по частоте и силе звука;
    • речевая — позволяет определить у слабослышащего область его речевого слуха и уровень понимания речи;
    • электрокорковая — исследование электрических потенциалов мозга и слуховых нервов;

    аудиометрия раннего возраста и др. V детей от года до 3 лет диагностика состояния слуховой функции проводится с помощью метода рефлекторной реакции на звук.

    1. Играная аудиометрия используется для исследования слуха у детей после 3 лет.
    2. Выбор способа исследования слуха у детей зависит:
    3. от возраста ребенка;
    4. его зрелости;
    5. способности к концентрации внимания;
    6. готовности к сотрудничеству;
    7. самочувствия.
    8. Для коррекции и компенсации дефектов слуха применяют специальные технические средства

    Первые упоминания об устройствах для общения с гл; (слуховые трубки, рожки и др.) относятся ко II в. до н. э.

    В XVI в. Д. Кардано предложил использовать металлический сосуд, вибрацию которого глухой воспринимал пальцами.

    Слуховые аппараты на основе электроакустического усиления появились в конце XIX в. в США (М. Хатчинсон).

    Прообразом первого слухового аппарата (микрофон и телефонная трубка) послужил телефон, изобретенный в 1875г. А.Г. Беллом. В России электрический слуховой аппарат впервые появился в 1903 г.

    Интенсивное развитие сурдотехники началось в 50-е гг. XX в. ' и было обусловлено успехами радиоэлектроники.

    • Направления развития сурдотехнических средств:
    • • модернизация уже имеющихся в соответствии с современными требованиями;
    • • разработка качественно новых моделей.
    • Сегодня наиболее распространенное средство звукоусиления — слуховой аппарат в виде портативного прибора, состоящего из микрофона, электронного усилителя и телефона.
    • Западные специалисты предлагают — частичную имплантацию за ушной раковиной высокоразвитой электронной слухопротезирующей системы.
    • Вопрос 59. Классификации лиц с недостатками слуха

    Глухота — полное отсутствие слуха или резкая степень его снижения, при которой восприятие речи невозможно. Глубокое, стойкое двустороннее нарушение, приобретенное в раннем детстве или врожденное.

    По классификации Л.В. Неймана (1961): слабослышащие дети, в зависимости от величины средней потери слуха в области от 500 до 4000 1ерц, могут быть отнесен к одной из следующих степеней тугоухости:

    1. I степень — не превышает 50 дБ;
    2. II степень — от 50 до 70 дБ;
    3. III степень — более 70 дБ;
    4. глухие дети, в зависимости об объема воспринимаемых частот, относятся к одной из 4 групп:
    5. I группа — 125-250 Гц;
    6. II группа — 125-500 Гц;
    7. III группа — 125-1000 Гц;
    8. VI — 125-2000 Гц и выше.
    9. Условная граница между тугоухостью и глухотой — Х5 дБ.
    10. По международной классификации (1988) в зависимости от с
    11. пей потери слуха в диапазоне трех частот: 500, 1000 и 2000
    12. выделяют 4 степени тугоухости и глухоту:
    13. I степень — 26—40 дБ;
    14. II степень — 41—55 дБ;
    15. III степень — 56-70 дБ; VI степень — 71—90 дБ; глухота — более 90 дБ.

    Педагогическая классификация Р.М. Боскис (50-е гг. XX в.) основа дифференцированного специального образования де с нарушениями слуха.

    Критерии, учитывающие своеобразие развития детей с нарушеным слухом (по Р.М. Боскис): степень поражения слуховой функции;

    • уровень развития речи при данной степени поражения слуховой функции;
    • время возникновения нарушения слуха.
    • Дети с нарушениями слуха подразделяются на 4 группы: глухие без речи;
    • глухие, сохранившие речь (позднооглохшие); слабослышашие с развитой речью; слабослышащие с глубоким речевым недоразвитием. Использованные источники:

    Рекомендуемые страницы:

    Воспользуйтесь поиском по сайту:

    Нарушение слуха

    Нарушение функций слуха приносит массу проблем, как психологических, так и социальных. Мир без звуков подобен просмотру немого кино, где без подстрочных титров очень сложно разобраться в сути происходящего.

    Особенности поведения при нарушении слуха

    Тугоухость в большинстве случаев прогрессирует так незаметно, что далеко не всегда удается распознать ее зарождающиеся признаки. Первыми замечают неладное родственники и коллеги: люди с нарушением слуха постоянно переспрашивает собеседника, стараются сделать звук телевизора погромче, не реагируют на оклики, становятся ворчливыми и раздражительными.

    Психология лиц с нарушением слуха часто заключается в отрицании проблемы. Им кажется, что трудности в общении возникают из-за посторонних шумов или недостаточно внятной и громкой речи собеседника.

    Многие бояться признаться в потере слуха, потому что считают такое состояние ущербным и доказательством надвигающегося старения. Осознание проблемы часто приводит к тягостным переживаниям и отчаянию.

    Диагностика нарушения слуха

    Для определения слуховой чувствительности используют аудиометрию – метод определения наименьших звуковых колебаний, которые способен услышать пациент.

    Методы диагностики нарушения слуха

    Тональная аудиометрия

    Прибор издает простейшие звуковые сигналы различной частоты и громкости. Обследуемый, услышав звук, информирует об этом врача. Результаты восприятия фиксируются в аудиограмме. Таким способом обследуют слух у взрослых и детей старше 10 лет.

    Речевая аудиометрия

    Сурдолог просто беседует с пациентом шепотом или обычным голосом. В ходе разговора врач определяет имеющиеся границы восприятия речи различной громкости и уровень понимания услышанного.

    Данный вид диагностики является самым объективным. К голове обследуемого прикрепляют электроды, через которые компьютер регистрирует реакцию мозга на проводимую акустическую симуляцию серией щелчков разной интенсивности и частоты.

    Обследование позволяет выявить врожденные патологии и определить зону поражения.

    Качество слуха определяется автоматически, без активного участия пациента, поэтому может применяться даже к новорожденным и лицам с психическими отклонениями.

    Классификация нарушений слуха

    В аудиологии принято разделять нарушения слуха по разным критериям:

    • По степени нарушения слуха различают легкие, умеренные, глубокие нарушения и полную глухоту.
    • По месту – двустороннее и одностороннее нарушение слуха.
    • В зависимости от момента возникновения – врожденные, генетически обусловленные и приобретенные нарушения слуха.
    • По характеру развития тугоухости – острые (появляющиеся внезапно) и хронические (вялотекущие) нарушения.
    • По типу расстройства – кондуктивные (повреждение механизма звукопроведения) и нейросенсорные (повреждение механизма звуковосприятия).

    Виды нарушения слуха

    Кондуктивное нарушение слуха

    Вызывают повреждения барабанной перепонки, развитие инфекционного процесса в среднем ухе или образование серной пробки. Снижение слуха происходит из-за препятствий на пути звукового сигнала.

    Нейросенсорная тугоухость

    Объединяет формы нарушения слуха, связанные с дисфункцией звуковосприятия. Наиболее распространены сенсорные нарушения слуха, возникающие в результате повреждения волосковых клеток улитки, отвечающих за преобразование звуковых волн в нервные импульсы. Невральные нарушения слуха обусловлены уменьшением количества нейронов в лабиринте внутреннего уха.

    Причины нарушения слуха

    Возраст

    Нарушение слуха у пожилых обусловлено возрастными изменениями во всем организме. Склероз сосудов негативно сказывается на кислородном питании звукопроводящей системы, что приводит к ее дистрофии.

    Акустическая травма

    Источники звука свыше 120 дБ (взрыв, выстрел, гром) убивают волосковые клетки, что приводит к моментальной потере слуха. Спровоцировать развитие нейросенсорной тугоухости могут звуки от 90 дБ.

    Механическая травма

    Повреждение барабанной перепонки происходит при слишком агрессивной чистке ушной раковины твердыми предметами (спичкой, шпилькой и т.д.). Подобная травма возникает при резком ударе в ухо, падении, прыжках в воду.

    Ухудшение слуха наблюдается после частых ушных инфекций, а также у переболевших ангиной, менингитом, гриппом, паротитом. Тугоухость является осложнением таких хронических заболеваний, как гипертония и сахарный диабет.

    Лекарственные препараты

    Снижение слуха, как побочный эффект, наступает после длительного приема антидепрессантов, снотворных, сильных антибиотиков.

    Длительное воздействие шума. Звуковой фон, превышающий 40 дБ, беспрерывно действующий на слуховой анализатор, медленно, но верно разрушает его структуры. По этой причине снижение слуха наблюдается у работников предприятий и любителей громкой музыки.

    Коррекция нарушения слуха

    Компенсация нарушений слуха может осуществляться хирургическим вмешательством и посредством слухопротезирования.

    1. Кохлеарная имплантация – самый перспективный хирургический способ восстановления слуха. Суть операции состоит в том, что теряющему слух человеку во внутреннее ухо вживляется имплант, выполняющий основную функцию волосковых клеток – формировать нейросенсорные сигналы.
    2. Слуховые аппараты. Заушные, внутриушные и карманные устройства призваны компенсировать недостаточную слышимость. Встроенный микрофон улавливает звук, затем небольшой динамик усиливает его и передает в слуховой канал.

    Профилактика нарушения слуха

    • Избегайте громких звуков.
    • В шумных местах прикрывайте уши руками или пользуйтесь берушами.
    • Вовремя лечите инфекционные заболевания.
    • При возникновении любых проблем (появление боли, выделений, шума в ушах) обращайтесь к врачу.

    Оставьте комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Adblock
    detector