Девушки-подростки более подвержены стрессам

Девушки-подростки более подвержены стрессам

Не напрасно многие родители с опаской ожидают, когда ребенок достигнет подросткового возраста. В этот период юные парни и девушки особенно ранимы. Случается, что срывы происходят по малейшему поводу, нервы постоянно напряжены, а управление собственными эмоциями и поведением становится невозможным. Малейшее недопонимание, пустяковая проблемка – и подросток превращается в вулкан, испепеляющий на своем пути и родителей, и учителей, и одноклассников. Каковы причины стресса у современных подростков? Как исправить ситуацию? Давайте разбираться.

Факторы риска

Причины стресса у детей в подростковом возрасте настолько разнообразны, что перечислить их все невозможно.

Затаенная или открытая обида, серьезные неприятности, критические ситуации (и реальные, и надуманные), проявленное по отношению к подростку насилие в любой его форме – все это в подростковом возрасте может вызвать стресс.

Если взрослый человек со зрелой нервной системой это переживает спокойно, то у ребенка появляется внутренняя паника или депрессия, вызывающие психологические травмы.

С двенадцатилетнего возраста организм ребенка учится справляться с бурей гормонов, что зачастую проявляется психологическими страданиями и даже физическим недомоганием. Родители подростка обязаны научить его контролировать эмоции, управлять ними, что гарантирует формирование целостной и гармоничной личности.

Если выделить наиболее частые причины подросткового стресса, то они будут, скорее всего, такими:

  • недовольство своими физическими данными (вес, рост, внешность, неуклюжесть, слабость и тд.);
  • ситуация в семье (ссоры, насилие, смерть близкого человека, развод, драки, алкоголизм);
  • отношения с одноклассниками и учителями (соперничество, завышенные требования, смена школы, неуспеваемость, отсутствие друзей);
  • влюбленность (как ответная, так и безответная);
  • опасные увлечения (приобщение к различным субкультурам, наркотики, алкоголь).

Продолжительное пребывание в подобном психологическом состоянии для подростка чревато серьезными проблемами, поэтому родители должны знать, как снять стресс у ребенка и вернуть его к нормальной жизни.

Симптомы

Следует принимать меры, если вы обнаружили у ребенка следующие симптомы стресса:

  • хроническое недосыпание, усталость, повышение и снижение аппетита, сонливость, апатия;
  • отдаление от родителей, друзей, замкнутость;
  • резкая смена настроения;
  • падение самооценки;
  • отсутствие концентрации внимания;
  • пристрастие к табаку, алкоголю, наркотикам;
  • чрезмерное увлечение похудением.

Не секрет, что продолжительный стресс часто бывает причиной ухудшения физического здоровья.

От стресса у ребенка даже температура может повышаться! Ученые доказали, что взрослый человек, который в подростковом возрасте длительное время пребывал в подобном состоянии, чаще болеет, а его иммунитет значительно ослаблен.

Что уж говорить об ухудшении психического здоровья? Подросток не может думать ни о чем, кроме своей проблемы, постоянно ищет выход. Хорошо, если он будет найден, ведь в последнее время случаи суицида в среде подростков перестали быть редкостью.

Девушки-подростки более подвержены стрессам
Борьба со стрессом и его профилактика

Пусть ребенок считает себя в возрасте 12-15 лет взрослым, но родительское внимание ему просто необходимо! Важно создать в семье доверительные и теплые отношения в дружеском формате, ведь для ребенка в этом возрасте «дружеский» совет часто значит больше, чем «родительский». Конечно, доверие, предоставление свободы и возможности самостоятельного принятия решений – это риск, но без этого полноценного человека воспитать невозможно!

Лучшая профилактика стресса у детей – любовь, внимание, понимание, забота, доверительные отношения. Подросток, который уверен в том, что близкие в любой ситуации поддержат, не отвернутся, помогут, защищен от стресса надежным щитом под названием «семья»!

Статьи по теме:

Девушки-подростки более подвержены стрессам Каждый родитель переживает по-поводу интимных вопросов, связанных с взрослением ребенка. А так как секс среди подростков — явление не редкое, эта тема особенно щепетильна. Однако родители часто стесняются разговаривать на «закрытые» темы, что в корне неверно, ведь иначе подросток будет искать нужную информацию в другом месте… Фильмы про подростковую беременность Девушки-подростки более подвержены стрессам Подростковая беременность — это актуальная и болезненная тема для многих родителей. Слава Богу, в 21 веке многие из них осознают, что с ребенком необходимо общаться на «запретные» темы и проводить сексуальное воспитание. Однако несмотря на это, пока проблема стоит достаточно остро…
Как похудеть ребенку в 11 лет? Девушки-подростки более подвержены стрессам Современные дети все чаще страдают ожирением — сказывается малоподвижный образ жизни и неправильное питание, реже — генетическая предрасположенность. Уже в 11 лет многие дети страдают данной проблемой. Давайте разберемся, как похудеть ребенку-подростку безболезненно и без диет. Диагностика суицидального поведения подростков Девушки-подростки более подвержены стрессам Количество суицидов, совершенных в подростковом возрасте, в мире неуклонно растет, и это действительно страшно. Поэтому любой родитель, воспитывающий подросшее дитя, чрезвычайно обеспокоен этим вопросом, ведь подобное случиться может в любой, даже самой благонадежной семье.

Стресс у подростков: причины

Зачастую считают, что стресс — проблема, с которой сталкиваются уже взрослые, но это далеко не так. Стресс у подростков – частое явление, и к нему могут привести очень много причин.

Пройти такое состояние может не оставляя никаких следов, или же сопровождаться состоянием тревоги, нервным срывом, депрессией. К сожалению, бывают даже случаи суицида.

Для того, чтобы вовремя помочь подростку найти путь решения проблем, взрослый должен знать причины стресса подростков.

Девушки-подростки более подвержены стрессам

Чтобы потянуть такую нагрузку — ребенок не отдыхает, получает сильную усталость, которая впоследствии приведет к недосыпанию, недомоганию и состоянию стресса. Если подросток не смог влиться в коллектив или, еще хуже, стал изгоем — он может попасть под плохое влияние, начать употреблять спиртное или наркотики.

У подростков изменяется гормональный фон и в теле происходят существенные физиологические перемены, начинается половое зрение. Если подросток, как он считает, или же по мнению окружающих, не соответствует идеальному образу, то он начинает чувствовать неловкость, что рано или поздно приведет к стрессу.

Девушки-подростки более подвержены стрессам

Подросток, который один раз или же несколько поддастся такому давлению и станет таить свои проступки от семьи, может получить нервный срыв или впасть в глубокое стрессовое состояние.

Ребенок, который начал взрослеть, пытается самоутвердиться не только в окружении сверстников, но и прощупывает границу своей свободы в семье. Зачастую поведение ребенка заставляет родителей негодовать.

Они стараются установить контроль за ребенком и держать его на поводу.

Зачастую стресс у подростка вызван именно непониманием родителей, которые не разделяют его увлечений, стремлений и не осознают то, что он уже давно не маленький.

Первые увлечения противоположным полом, любовь – это начинается именно в подростковом возрасте. Стрессом может послужить неразделенная симпатия, отвергнутые чувства, скандалы, ревность, конкуренты, расставания и прочее. интересную статью про жизнь подростков: Причины зависти у подростков

Почему возникает стресс у подростков:Девушки-подростки более подвержены стрессам

  •  необходимость переезжать в другой город, страну, менять школу;
  •  скорая или замедленная половая зрелость;
  •  семейные конфликты, ссоры родителей, выпивка, рукоприкладство;
  •  финансовые трудности;
  •  большие нагрузки как физически, так и интеллектуально.

Советы, чтобы подросток не подвергался стрессу:Девушки-подростки более подвержены стрессам

  1. Станьте хорошим примером. Будьте спокойны, научитесь контролю гнева и научите этому всю вашу семью.
  2. Помогите подростку научиться рационально мыслить и задумываться о последствиях того, что они делают. Научите ребенка тому, что проигрывать нужно достойно. Объясните, что его поражение не значит, что он считается неудачником.
  3. Позвольте подростку в семье иметь свое слово.
  4. Постройте с ребенком доверительные отношения, чтобы он мог рассказывать вам о своих беспокойствах.
  5. Найдите упражнения для снятия стресса у школьников, научитесь технике релаксации и постарайтесь обучить ей своего ребенка.
  • Важно, чтобы вы научили подростка еще с детства навыкам борьбы со стрессом, которые помогут ему во взрослой жизни.
  • Смысл жизни подростка
  • Профилактика интернет-зависимости у подростков

Девушкиподростки более подвержены стрессам

Девушки-подростки более подвержены стрессам

Недавнее исследование в области психологической медицины сообщило об увеличении клинической депрессии в период с 2005 по 2015 год. На национальном уровне это выглядит примерно так: с 6,6 до 7,3 процента. Но эта тенденция была более яркой среди подростков, возраст которых колеблется от 12 до 17 лет.

Депрессия, беспокойство и чувство перегруженности — это не одно и то же, но у них есть общая особенность: испытывать уровень стресса, который выходит за рамки способности справляться с негативным воздействием на здоровье и на способность хорошо функционировать во многих ситуациях.

  • Поклонники «Корпорации монстров» смогут вновь увидеть любимых героев в 2020 году
  • Они выкручиваются, как могут: во что играют дети бедных родителей
  • Трижды красивы: девушки-тройняшки из Ирана — настоящие иконы стиля (фото)

Не слишком ли вы давите на ребенка?

С большинством стрессовых ситуаций ребенок сталкивается за пределами семьи — такой стресс может быть неподвластен контролю. Тем не менее многие подростки могут испытывать давление в семье, поскольку их родители из лучших побуждений чрезмерно загружают детей занятиями музыкой, спортивными секциями, компьютерными курсами и уроками живописи.

На первый взгляд может показаться весьма полезным давать ребенку как можно больше возможностей попробовать свои силы в образовательных, культурных и спортивных занятиях. Некоторые родители расценивают это как преимущество для ребенка перед сверстниками в нашем конкурентном обществе.

Но специалисты заверяют: если детей заставлять быть слишком старательными учениками, когда практически весь день распланирован за них, это может оказать и негативное влияние. У многих детей возникает стресс, когда он мчится с одного занятия на другое, когда совсем нет времени на отдых, игры, «безделье» и чтобы просто «побыть ребенком».

Вам вместе с ребенком необходимо установить некий баланс между запланированными и незапланированными занятиями. Не беспокойтесь о том, что ему станет скучно; на самом деле ребенок даже получит выгоду от ничем не занятого времени, когда сможет использовать свое воображение и заняться интересными для него делами.

Что касается запланированных занятий, уменьшите их количество до тех, которые на самом деле доставляют ему удовольствие, в которых он достигает определенных успехов, приобретает новые умения или замечает улучшения.

Как только ребенок начнет ходить на занятия, окажите ему поддержку (но не давите на него), обязательно хвалите его и проявляйте заинтересованность, посещая его бейсбольные матчи и фортепьянные концерты.

В некоторых случаях ребенок может жаловаться, что у него пропал интерес к организованной программе или что его беспокоит неспособность выполнять задания так же хорошо, как и его сверстники или другие члены команды.

Выясните причины и суть его жалоб. Некоторые проблемы вам придется решать вместе с ребенком либо может потребоваться временное прерывание деятельности. Вы как родитель должны помнить, что даже в этом возрасте ваш подросток все еще во многом остается ребенком.

При достижении подросткового возраста дети часто могут испытывать давление от ожидания от них быть более взрослыми. Помогите подростку насладиться порой детства без ненужных факторов, вызывающих стресс.

Помогите ребенку преодолеть трудности

Если ребенок сталкивается со слишком большим количеством стрессовых ситуаций, ему может потребоваться ваша помощь для того, чтобы понять, как лучше всего справляться с трудностями. Уделите время и обсудите с ребенком давление, которое он испытывает в жизни, и причины его беспокойства.

Детям школьного возраста зачастую сложно сесть и обсудить это. Но вы должны дать ребенку понять, что вам небезразличны эти вопросы и что вы хотели бы ему помочь. Рассматривайте каждую ситуацию как проблему, которую необходимо решить.

Вам может быть нужно поставить себя на место ребенка и представить, что в такой ситуации может чувствовать ребенок. Обсудите некоторые формы его поведения и выражения эмоций, которые вы замечали в последнее время и благодаря которым посчитали, что ребенок может сам стараться решить какие-то проблемы. Постепенно ваши старания помогут ему выразить свои чувства при помощи слов.

Помогите ребенку понять его собственный темперамент. Используйте некоторые выводы из ваших наблюдений за ребенком.

Употребляйте такие высказывания, как «Я знаю, что ты достаточно болезненно реагируешь на стрессовые ситуации» либо «Мне кажется, тебе удобнее самому спокойно принимать решения».

Читайте также:  Транзиторная ишемическая атака: симптомы, лечение в домашних условиях, последствия

Это поможет проникнуть в суть проблемы и оценить умение ребенка справиться с ситуацией.

Вместе с ребенком вы должны проанализировать возникшую ситуацию или занятия, который ему служат причиной проблемы. Может быть, у ребенка конфликт с друзьями, который ему нужно разрешить? Либо ему, возможно, необходимо ваше заверение в том, что, несмотря на развод, ребенка по-прежнему любят оба родителя?

Вместе с ребенком определите имеющиеся проблемы и возможные варианты их решения. Уделите внимание влияниям, которые также могут затруднять способность ребенка приспосабливаться или справляться с ситуацией, и определите способы, при помощи которых он может изменить ситуацию.

Если вам кажется, что у ребенка недостаточно свободного времени, помогите ему изменить расписание так, чтобы у него оставалось время на отдых и игры. Возможно, ребенок сам начнет использовать свои творческие способности и придумает собственные развлечения.

Способствуйте тому, чтобы ребенок использовал свое воображение и способности для того, чтобы проводить время с удовольствием. Помните: ваша задача состоит не в том, чтобы постоянно занимать ребенка — на самом деле большинство детей получают удовольствие от простых игр в спокойной обстановке без бурного темпа и давления, которые обычно наблюдаются при сильной загруженности ребенка.

Возможно, вы сочтете нужным уделять по 10-15 минут в день только ребенку в выбранном им самим занятии. Такое  времяпрепровождение способствует сближению семьи — это время, не подверженное воздействию стрессов.

Если вы считаете, что вам требуется дополнительная помощь для того, чтобы справиться со стрессовой ситуацией, обсудите этот вопрос с педиатром, который в процессе беседы с вами и ребенком поможет определить пути наименьшего стресса для ребенка.

Помимо этого вам, возможно, необходимо будет присмотреться к собственной жизни. У детей, подверженных стрессу, зачастую родители также подвержены стрессу, и некоторая доля постоянного беспокойства передается и ребенку.

Если вы переживаете личный кризис, например развод, либо пытаетесь заполнить весь день ребенка занятиями, поскольку вы сами по натуре очень активный человек, возможно, сейчас самое время внести некоторые изменения в свою жизнь, уменьшив личный стресс, который может оказывать косвенное влияние и на вашего ребенка.

Что беспокоит ребенка

В процессе научного исследования ученикам 5-х и 6-х классов задавали вопросы, касающиеся событий в их жизни (уже произошедших или которые только могут произойти), вызывающих у них беспокойство или другие отрицательные чувства.

  • Болезнь
  • Ничегонеделание
  • Недостаток денег
  • Давление с целью получения только высоких отметок
  • Ощущение аутсайдера в отношениях со сверстниками
  • Недостаточное количество времени, которое дети проводят с родителями
  • Невыполнение домашнего задания
  • Недостаточные успехи в спорте
  • Неспособность одеваться так, как хотелось бы
  • Переживания по поводу изменений тела
  • Опоздание в школу
  • Маленький рост
  • Родители, постоянно ругающиеся в присутствии ребенка
  • Неумение находить контакт с учителями
  • Вес или рост больше, чем у других детей этого же возраста
  • Переезд
  • Смена школы
  • Споры с родителями относительно правил в семье
  • Раздельное проживание родителей
  • Давление с целью уговорить сделать что-то, чего ребенок не хочет (например курение).

Эти проблемы коснулись всех

В первую очередь мы должны рассмотреть первичные психологические факторы, вызывающие избыточный стресс: страх, неопределенность и отсутствие контроля. Они влияют на подростков по-разному, в зависимости от их социального положения, но некоторая их комбинация стимулирует рост эмоциональной нестабильности.

Например, подросткам гораздо сложнее тем, кто пострадал от неблагоприятных жизненных трудностей, где в их окружении длительный период сохранялось социально-экономическое неблагополучие. Вследствие этого их социальный путь и мобилизованность будут более драматичными.

Ведь такие подростки, скорее всего, будут на пути к изоляции от общества, что сильно сказывается на их психологическом и эмоциональном состоянии. У них больше шансов нести бремя стрессовой дисрегуляции из-за проблем в раннем возрасте, что может быть вызвано эпигенетическими изменениями в ранней жизни. Об этом, во всяком случае, говорят многочисленные исследования.

Но тогда почему дети, которые в жизни не испытывали материальных трудностей, обладали преимуществами, все детство находились в безопасности и не попадали в группу потенциальной бездомности, сталкиваются с подобными проблемами — страданиями и беспокойством?

Неравенство, как социальное, так и экономическое, влияет на них по-другому, усиливая конкуренцию для достижения более высокого уровня, чтобы получить наилучший шанс в нашем неравном обществе. Потенциальные риски сползания вниз по «социальной лестнице» намного выше, когда все меньший процент наверху может получить доступ к социальным и экономическим успехам.

  1. 10 продуктов, которые можно готовить в микроволновой печи без вреда
  2. Свадьба — самый важный день: главное, найти хорошего фотографа (фотоподборка)
  3. «Гуляй, жинка, только не загуливайся». За что Пушкин ругал свою жену

Признаки перегруженности

Хотя стресс является частью нашей жизни и процесса взросления, вам необходимо вмешаться, как только вы увидите, что стресс разрушительно действует на физическое или психологическое здоровье ребенка. Вот некоторые признаки того, что стресс, вероятно, оказывает слишком негативное влияние на ребенка.

  • у ребенка развиваются физические признаки болезни, такие как головные боли и боли в желудке.
  • Ребенок выглядит беспокойным, уставшим или возбужденным.
  • у ребенка проявляются признаки депрессивного состояния, и он отказывается отвечать на вопросы о том, как себя чувствует.
  • Ребенок становится раздражительным, негативно настроенным и во время привычных занятий практически не проявляет никаких положительных эмоций.
  • Ребенок перестает проявлять интерес к какому-либо занятию, которое раньше было для него крайне важным, и предпочитает оставаться дома.
  • Его отметки в школе становятся хуже, он проявляет меньший интерес к таким обычным занятиям, как посещение уроков и выполнение домашнего задания.
  • Ребенок проявляет признаки антиобщественного поведения, такие как вранье и воровство, отказывается или забывает выполнять свои домашние обязанности, становится более зависимым от вас, чем раньше.

Снятие стрессового состояния у детей

Занятия йогой, прогулки на свежем воздухе, медитация и ведение дневника — вот способы, с помощью которых ребенок может снять внутреннее напряжение. Полезны также травы, которые укрепляют и успокаивают нервную систему, тонизируют надпочечники и другие органы эндокринной системы.

Чтобы стать менее чувствительным к стрессовым ситуациям, снять усталость и расслабиться, а также для поддержания функции надпочечников, используйте следующие травы: женьшень, солодку и крапиву. Хорошим средством глубокой релаксации для детей любого возраста являются ванны с эфирными маслами и массаж.

Чтобы уменьшить жесткость в шейном и плечевом отделах и другие физические последствия напряжения, принимайте ежедневно настойки коры калины, боярышника или клопогона кистевидного. Доза составляет 1/4-1/2 чайной ложки до 3 раз в день.

При эмоциональном возбуждении, беспокойном состоянии, при переживании стрессовых ситуаций применяйте ромашку, валериану, хмель, липу, лаванду, шлемник, вербену, буквицу, пассифлору, мелиссу и пустырник. Эти травы можно использовать отдельно или комплексно в виде чая, отвара или настойки.

Для укрепления нервной системы и предотвращения нервного истощения используйте одну или несколько из следующих настоек: овес, гинкго, готу кола и шлемник. Дозировка: по 1/4 — 1 чайной ложке 2 раза в день.

Чтобы уменьшить жесткость в шейном и плечевом отделах и другие физические последствия напряжения, принимайте ежедневно настойки коры калины, боярышника или клопогона кистевидного. Доза составляет 1/4-1/2 чайной ложки до 3 раз в день.

Группа риска

Другая группа подростков, возможно, находится в группе риска, которые переживают за свою жизнь и будущее в эпоху нового президента США — Трампа. Нелегальные иммигранты испытывают реальные опасения по поводу их собственного будущего и о разъединенных семьях;

страх и неопределенность в отношении медицины, как для себя, так и для своей семьи. Нуждающиеся в лечении либо не могут его получить, либо они должны стоять на более высокой социальной ступени, чтобы иметь хоть какие-то льготы.

Они подвержены растущему уровню стресса, усугубляемого неопределенностью, которая усиливается в нынешней политической ситуации. Эксперты предполагают, что все это может привести и к ухудшению ситуации с терроризмом, и даже к ядерной войне. Но такая перспектива пугает исследователей.

Нужно бороться

Но это не повод для отчаяния. Ученые обнаружили, что общества, которые находятся на гораздо низкой ступени социальной лестницы обладают лучшими показателями здоровья и шансами на успех. Поэтому переживать за будущее своих детей не стоит.

Сейчас выделяются в большом количестве инвестиции в программы, которые позволяют развивать человеческий потенциал, улучшать систему социальной защиты и давать молодежи из разных слоев населения возможность участвовать в активной жизни страны.

Также исследователи рекомендуют несколько оптимальных методов, которые позволят бороться со стрессом. Во-первых, это забота о себе и о своем теле. Для этого нужно регулярно заниматься спортом, соблюдать режим сна, избегать таких вредных привычек, как употребление алкоголя, никотина или наркотиков.

Во-вторых, быть самодостаточным и отдавать свои силы на саморазвитие, акцентируя свое внимание на том, что происходит на данный момент. При этом не стоит переживать о прошлом и беспокоиться о будущем.

Последствия стрессов в подростковом возрасте

Почему одни люди, столкнувшись с трудностями, успешно преодолевают их, а другие — нет? Почему одни умеют найти выход из безвыходного положения, а другие запросто сдаются? Почему одни — победители, а другие — неудачники? Может быть, залог многих наших побед и неудач как раз в том, как в начале нашей жизни мы учимся справляться с разочарованиями и стрессами.

И это зависит от нас

«Собирать» картину мира и определять свое место в нем подросток будет обязательно, вопрос лишь в том, как он будет делать это. Спокойно и радостно или, наоборот, настороженно, вздрагивая и напрягаясь в ожидании подвохов и катастроф. А это во многом зависит от нас — родителей. Не бояться большого мира, радостно и полноценно изучать его можно только тогда, когда доверяешь ему.

Вашего повзрослевшего ребенка в особенности ничто не тревожит и тревожит все сразу. Перед ним постоянно стоит проблема выбора, одолевают новые ощущения, он по-новому оценивает себя, других людей, пытается осознать, что такое секс, что такое будущее.

И чем более значительную роль в жизни хочет играть ваш подросток — тем сильнее будет напряжение, тем чаще ему придется сталкиваться с разочарованиями и стрессами.

Причиной же стресса чаще всего может быть самое обыденное, отнюдь не чрезвычайное напряжение, а те самые мелочи, с которыми он вполне может справиться.

Бывает так, что после неудачного дня подросток приползает домой, забирается в постель и спит несколько часов. Но бывает и наоборот. Его сердце бешено стучит. Прошибает пот. Пересыхает во рту. Трудно глотать. Ощущение подавленности.

Бессонница… 
Подрастающий человек достаточно часто испытывает и физическое и психологическое напряжение. И хотя подростки более подвержены стрессам, чем взрослые, природа позаботилась и отпустила им большие энергетические запасы, которые позволяют им быстрее, чем взрослым, справляться со стрессом.

Вопрос: насколько успешно? И это тоже во многом зависит от нас — родителей.

Из любой ситуации есть выход

Разочарования и стрессы случаются у всех: и у больших, и у маленьких.
Но взрослые знают, что это неизбежная часть нашей жизни, и в большинстве случаев умеют успешно их преодолевать. А вот подростку с его коротеньким жизненным опытом справиться бывает куда труднее.

Ему кажется, что сейчас, когда не получилось, когда не сбывается ожидаемое, рушится все, и пережить это просто невозможно. Это целая гамма негативных чувств: бессилие, отчаяние, безнадежность.

Если подросток долго не может избавиться от них, если часто и подолгу пребывает в таком состоянии, эти чувства становятся настолько привычными, что начинают влиять на характер.

Читайте также:  Таблетки тиорил: инструкция по применению, цена и отзывы

Почему одни люди, столкнувшись с трудностями, успешно преодолевают их, а другие — нет? Почему, когда срываются какие-то планы или не оправдываются ожидания, одни люди приходят в отчаяние, впадают в депрессию, а другие — нет? Почему одни умеют найти выход из безвыходного положения, а другие запросто сдаются? Почему одни — победители, а другие — неудачники? Может быть, залог многих наших побед и неудач как раз в том, как в начале нашей жизни мы учимся справляться с разочарованиями и стрессами.

Нормально в два года шумно протестовать, когда мама внезапно выхватывает тебя из песочницы, в 7 лет нормально прийти в отчаяние, когда учил — и не смог ответить, а в 13 —впасть в транс из-за того, что друзья ушли без тебя в поход. Ненормально, когда такие эмоции слишком долго командуют юным человеком.

Масса негативных эмоций разом накатывает на подростка, когда он понимает, что его ожидания не сбылись. Что противопоставить ему? Надежду. «Да, ты ошибся… да, тебе не повезло… да, у тебя что-то не получилось… Но из любой ситуации есть выход, и только от тебя зависит, как дальше будут складываться отношения, как пойдут твои дела», — подросток в это должен поверить.

Ищите причину

Разочарования и стресс могут обескуражить, а могут стать положительным стимулом, толчком к новым решениям и действиям. В сущности, кем и каким будет ваш ребенок, во многом зависит от того, как вы будете реагировать на его переживания, и как подросток научится справляться с собой и своими неприятностями.

Когда, например, в классе раздают контрольные работы, «отличники поневоле» — те, кому внушили, что все другие оценки — позор, страдают сильнее всего. Им заранее страшно: а вдруг «не то»?! И если оказывается действительно «не то», ребенок в отчаянии, ему трудно собраться и взять себя в руки, иногда сделать это просто невозможно.

Долгое глубокое разочарование —это стресс, и стресс довольно опасный. Когда ваш ребенок «не в себе», подумайте, в чем истинная причина его переживаний. Подумайте, почему он так сильно разочарован.

Может быть, это вы сами ожидаете от него слишком многого и он боится вас разочаровать? Когда, например, вы требуете от ребенка сплошных пятерок, не удивительно, если он придет в отчаяние от одной «тройки».

Это не так и безобидно, так как теряется радость от самого учения, узнавания нового, вместо азарта и любопытства — вечное напряжение. Подобное никогда не случится с теми детьми, которых родители настраивают в первую очередь не на отличные оценки, а на знания, узнавание нового.

Если ребенок слишком долго не успокаивается, скорее всего, то, что произошло и из-за чего он страдает — только повод, последняя капля, а на самом деле причина его страданий в другом. Что делать? Надо выяснить, из-за чего ребенок страдает на самом деле.

Полезный опыт

Чаще всего — это какое-то опасение, какой-то страх, который прочно поселился в ребенке: страх одиночества, страх смерти, страх какой-то потери. А если посмотреть еще внимательнее, то начало всех страхов лежит в одном, самом большом: в страхе «меня не любят» или «меня не будут любить».

Если ребенок действительно уверен в вашей любви, он сумеет принять неприятные переживания и разочарования с ними связанные не как крушение мира, а как опыт, пусть сложный, но такой, который может чему-то научить. Не как тупик, а как поворот, как новый этап пути.

Например, ваш подросток отстает по химии. Вроде бы и учит, и вы его проверяете, и материал знает очень даже неплохо, а учительница все равно ставит «трояки». Вы уже и ходили, и просили, и объясняли: «Ну не такой он плохой, ей-богу!» — ничего не помогает. Возможно, потому, что ваше чадо ведет себя слишком агрессивно.

Вы-то понимаете, что это его оборонительная реакция, но вот учителю объяснить как-то не получается. Теперь самое лучшее, что вы можете сделать, — это не кидаться прикрывать и улаживать, а советовать, направлять и подправлять. А он в свою очередь научит вас невмешательству, умению вовремя дать ему нужную дозу свободы — то есть доверию. Вере в него.

И уж поверьте, эти качества вам обоим еще многократно пригодятся.

Есть задача у ребенка. Есть задача у вас. Так что все очень просто: решайте ее — и будьте счастливы. Ведь мы с вами знаем, а ребенку еще надо понять, что в жизни всякое бывает. Что бывают ситуации, которые надо просто пережить. Нам надо научить своих детей переживать свои разочарования не как тяжелый стресс, а как полезный опыт.

Жизнь — как зебра

Вам не обязательно делать все это. Но выслушать, проявить поддержку, подождать, пока накал эмоций стихнет, показать перспективу — вот оптимальный алгоритм, который помогает справиться со стрессами и большими, и небольшими.

Кстати, у каждого из нас есть свой способ справляться с трудностями, а дети учатся у нас. У вас получается, вы умеете не впадать в отчаяние надолго — прекрасно, уже одним этим вы даете ребенку отличный урок: как справляться с собой, как не отчаиваться, как искать и находить выход. У вас есть опыт преодоления — и очень хорошо бы передать его своему ребенку.

Очень полезно через какое-то время вспомнить ту ситуацию, из-за которой ребенок так страдал, пусть юный человек поймет, что время действительно лечит. И что жизнь — как зебра, полосатая лошадка.

Мы не можем уберечь подростка от всех мучительных переживаний. Но мы можем утешить и научить его справляться с ними:

  • Не нервничайте сами, не паникуйте, не делайте из этого проблему. Ваше доброжелательное спокойствие убедит подростка, что «не все потеряно», «есть выход».
  • Не возмущайтесь, если юный человек не так себя ведет (грубит, плачет, буянит). Такое поведение — не против вас, а из-за того, что он действительно страдает.
  • Не высмеивайте и не критикуйте, не торопитесь перечислять ошибки.
  • Расспросите, дайте высказаться, но не говорите: «Ну, подумаешь, не поехали… в следующий раз…».
  • Посочувствуйте, скажите, что вы понимаете, как ему сейчас трудно. Дети, которые чувствуют поддержку и искреннее сочувствие родителей, утешаются быстрее.
  • Ищите и найдите вместе выход (другой вариант, хорошую замену, способ исправить, улучшить…).
  • Наберитесь терпения и просто подождите, пока он сам справится с ситуацией.
  • Покажите, как много значит он для вас.

Посттравматический стресс состарил мозг девушек-подростков

ПТСР может возникать в ответ на различные травмирующие ситуации, например сексуальное насилие или угрозу смерти. Чаще расстройство проявляется у женщин, особенно подростков (восемь процентов против двух процентов у юношей).

При этом причины гендерных различий ПТСР, а также нейронные корреляты этого состояния точно неизвестны.

Предыдущие исследования показали, что одним из участков мозга, связанных с ПТСР, может быть островковая доля — область, интегрирующая информацию об эмоциях, ощущениях человека и его самосознании.

Чтобы выяснить, есть ли различия в островковой доле у подростков с ПТСР, ученые из Стэнфордского университета отобрали 59 добровольцев в возрасте от девяти до 17 лет.

Симптомы расстройства наблюдались у 30 из них, в контрольную группу вошли 29 человек, гендерное соотношение было примерно равным в обеих группах. Все участники прошли тесты на интеллект, эмоциональные нарушения и признаки шизофрении.

Дети из контрольной группы также заполнили опросник поведения, а из экспериментальной — шкалу ПТСР. Затем они были просканированы в томографе.

Результаты показали, что часть детей с признаками ПТСР (средний возраст — 13,8 года) также соответствует критериям большого депрессивного расстройства или обсессивно-компульсивного расстройства.

Средний коэффициент интеллекта в экспериментальной группе составил 108 (по шкале Векслера), возраст на момент первичного травмирующего события — 7,4 года. Большинство имели неоднократный опыт травмирующих событий.

Средний возраст детей из контрольной группы составил 14 лет, коэффициент интеллекта — 112.

Анализ снимков томографии показал, что одна из частей островковой доли — передняя круговая борозда — отличается по объему внутри экспериментальной группы и между группами.

Так, круговая борозда островка была больше у юношей, переживших психотравму, чем у юношей из контрольной группы. В свою очередь у девушек с ПТСР круговая борозда оказалась меньше, чем у ровесниц, не имеющих этого расстройства.

Указанные различия не наблюдались внутри контрольной группы и не затрагивали другие части островковой доли.

По словам авторов, уменьшение островковой доли характерно для подросткового возраста: объем и площадь этой области сокращается по мере взросления человека.

Однако изменения, которые сопровождают ПТСР, могут говорить об ускоренном старении коры головного мозга у пострадавших девушек.

Исследование также указывает на необходимость дальнейшего изучения гендерных особенностей ПТСР и выработки различных подходов к лечению эмоциональных расстройств в зависимости от половой принадлежности.

Читать ещё •••

Подлинная история туринской плащаницы

Как помочь подростку пережить стресс — Здоровая Россия

Подростковый возраст — один из самых сложных периодов в жизни человека. И именно в это время подросшему ребенку тяжелее всего бороться со стрессом, а вызвать его может что угодно.

«Наступающие в это время гормональные перестройки влияют в том числе и на психику. Она становится очень чувствительной, в этот период ее можно сравнить с оголенными проводами: и то, и другое лишено защиты и искрит.

Поэтому практически все подростки гиперчувствительны, очень вспыльчивы, обидчивы и подвержены резкой смене настроений.

И это — абсолютно нормально», — говорит сотрудник психотерапевтической группы Клиники института питания РАМН Юлия Моргунова.

Что вызывает стресс?

Физиологические изменения тела. Особенно часто стресс по такой причине встречается у тех девочек и мальчиков, чье половое созревание начинается раньше обычного. Ведь подросткам бывает трудно принять «новое тело»: резкое увеличение роста, появление вторичных половых признаков, начало месячных и роста волос на теле.

Полный подросток

Дети с лишним весом нередко стесняются своего внешнего вида и замыкаются в себе. Поэтому для них надо создать особые условия, в которых подростки смогут почувствовать поддержку близких и начать бороться с ненужными килограммами. Как это правильно сделать, рассказывает главный врач Лечебно-реабилитационного центра Минздравсоцразвития России Татьяна Шаповаленко.

Моральное и физическое давление со стороны сверстников. Именно в подростковом возрасте чаще всего встречается жестокость по отношению к сверстникам, создание группировок и поиск «врагов».

Смена места жительства. Из-за переезда подросток вынужден расстаться со старыми друзьями и на какое-то время остаться без общения с ровесниками.

Проблемы в семье. Если в семье начинаются проблемы — развод, болезнь или смерть близкого человека — подросток часто винит в них себя.

Неразделенная любовь. Первую влюбленность подростки нередко воспринимают, как «любовь на всю жизнь».

Проблемы в школе. Завышенные требования к успеваемости со стороны родителей и учителей — тоже стрессовая ситуация для подростка.

Признаки стресса у подростка

  • — Повышенная утомляемость, угрюмость, апатичность— Резкое увеличение аппетита, переход на сладкие и жирные продукты
  • — Недовольство собственной внешностью, чрезмерный уход за кожей, попытки похудеть или «накачаться»
  • — Частое курение, регулярное распитие спиртного
  • — Резкое снижение самооценки, появление неуверенности в собственных силах

— Злость, агрессивность, раздражительность в ответ на интерес к его жизни— Резкое снижение успеваемости потеря интереса к учебе и хобби— Замкнутость подростка, отдаление его от близких и друзей

Что могут сделать родители?

Проконсультируйтесь со специалистом — детским или школьным психологом. Каждый ребенок уникален — уникальны и его проблемы. Вместе с психологом родители смогут найти самый лучший путь решения проблем подростка.

Создайте атмосферу доверия в семье. Будьте всегда готовы поговорить с подростком на любые темы, даже самые интимные и неприятные. У ребенка должна быть возможность выговориться и получить утешение у самых близких людей, иначе ему придется искать тех, кому интересны его проблемы, в дворовых компаниях или интернет-тусовках.

Адекватно оценивайте способности и возможности ребенка. Нередко музыкальная школа или секция самому ребенку уже не интересны, они отнимают слишком много сил и не оставляет времени на действительно важные для него вещи, но у него просто не хватает смелости в этом признаться или упорства, чтобы убедить в этом членов семьи.

Обсудите с ребенком, получает ли он удовольствие от дополнительных занятий. Объясните, что нет ничего страшного в том, чтобы что-то бросить или поменять одну секцию на другую.

Читайте также:  Глицерол: инструкция по применению, цена и отзывы

Помогите подростку найти новые увлечения. Поощряйте стремление к творчеству или спорту, даже если это первые аккорды на бас-гитаре или футбол во дворе. Увлеченные любимым делом подростки реже испытывают стрессы и с меньшей вероятностью обзаводятся вредными привычками.

Контролируйте время у компьютера. Подростки, которые допоздна засиживаются за компьютером, хуже высыпаются, больше устают и чувствуют себя подавленными. Договоритесь с ребенком о норме работы за компьютером — в этом возрасте она составляет полтора часа в день. За это время подросток должен сделать как минимум два пятнадцатиминутных перерыва на отдых.

Контролируйте количество сна. Следите за тем, чтобы подросток ложился спать вовремя — в этом возрасте на полноценное восстановление организма надо не менее 8–10 часов ночного сна. Недосып приводит к хронической усталости, снижению работоспособности и ухудшению адаптации к стрессам даже у взрослых.

Как сделать из школьника спортсмена

Треть старшеклассников хронически недосыпают, и многие не могут справиться с нормативами ГТО. Как вернуть движение и спорт в жизнь современных школьников? Рассказываем.

Увеличьте физическую активность подростка. Если ребенка совсем не интересует спорт, почаще устраивайте выезд на пикник, встречу со старыми друзьями, дальние поездки и экскурсии. Физическая нагрузка и смена обстановки хорошо помогают бороться со стрессом.

Найдите ему компанию. В спортивные секции и на кружки гораздо веселее ходить вместе с приятелями. Таким образом ребенок будет ждать не только нового занятия, но и очередной встречи с друзьями. То же относится и к выездам на пикники и экскурсии – социализация со сверстниками вне стен учебных заведений всегда полезна.

Будьте оптимистом. Пример родителей, которые относятся к жизненным перипетиям спокойно и с юмором — лучший способ научить подростка не придавать сиюминутным проблемам слишком большое значение.

Научите ребенка настраиваться на позитивный лад и вместе с ним поищите положительные моменты в самых сложных ситуациях. Не игнорируйте успехи и не критикуйте неудачи подростка. За первые обязательно хвалите, а вторые должны стать «ошибками, которые можно исправить».

Таким образом, достаточная физическая активность, любимое дело и правильно построенный режим дня позволят подростку легче перенести стрессовые ситуации, связанные со взрослением.

Как справиться со стрессом?

В современном мире человеку всё труднее справляться с негативными ситуациями, то и дело возникающими у него на пути. А слово «стресс» уже прочно вошло в наш лексикон. Впрочем, возможно, всё не так  страшно?

В чём причины возникновения стресса и как с ним справиться? На эти и другие вопросы отвечает психолог высшей квалифицированной категории Ольга Хоценко.

Стар и млад

— Какова природа стрессов?

— Это реакция организма на какое-то неблагоприятное воздействие. Организм реагирует на нечто для него неприемлемое. Наш главный инстинкт, заложенный в гипоталамусе, отвечает за выживание. Если человек попадает в негативную для него ситуацию, мозг тоже выстраивает защиту.

В процессе этой реакции в организме выделяются  определённые вещества: адреналин, холестерин. Эти вещества являются своеобразным барьером, защищающим  организм от неблагоприятного воздействия. Их выделяется достаточно для того, чтобы организм справился с негативом.

Стресс может быть реакцией организма и на то, с чем он уже сталкивался, и на что-то совершенно новое.

— Стресс — это явление исключительно негативное?

— Вовсе нет. Если бы в жизни любого живого существа вообще не было стресса, оно  прекратило бы развиваться, постепенно деградировало и в конце концов погибло бы.

— В каком возрасте человек наиболее подвержен стрессу?

— Пожалуй, наиболее подвержены стрессу дети, так как в детском возрасте происходит созревание центральной нервной системы, и она, система, становится наиболее уязвимой.

Люди пожилого возраста также  часто страдают от стресса — на протяжении всей жизни нервные клетки уничтожаются, и к определённому жизненному периоду, к старости, их становится мало.

Тяжело бороться со стрессом людям  с ослабленным иммунитетом.

— Зависит ли стрессоустойчивость от места проживания?

— Да. В Амурской области природный дефицит йода. Из-за этого страдает щитовидная железа. Происходят негативные изменения в организме, усугубляющие его состояние во время стресса. Устойчивость к стрессам понижается.

— Какие природные условия наиболее неблагоприятны для развития стресса?

— Морской климат. Тёплая погода, свежий воздух.

«Столбняк» или суперспособности

  • — Существуют ли классификации стрессов?
  • — Да, но это сложные классификации, имеющие место в медицинской практике, но вряд ли в повседневной жизни.
  • — Как стресс влияет  на организм  человека?

— Стресс может оказывать сильное влияние на состояние органов человека.

Существуют такие термины, как психосоматика (направление в медицине, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение телесных заболеваний) и психосоматические заболевания.

Наиболее сильно стрессы влияют на органы пищеварения, органы дыхания, сердечно-сосудистую, мочеполовую систему, кожные покровы. Многое зависит и от предрасположенности. У одного вследствие стресса заболит живот, у другого — сердце, у кого-то могут отняться ноги.

— Какова реакция человека на стресс?

— Всё индивидуально. Кто-то может «остолбенеть», замереть и не сдвинуться с места, когда, по логике, нужно делать всё наоборот. Кто-то, напротив, начинает «метаться», предпринимать активные действия.

Часто даже для самого человека может являться полнейшей неожиданностью его поведение в состоянии стресса.

Известен случай, когда во время пожара слабенькая девочка-подросток вынесла на руках из горящего дома огромный тяжёлый телевизор.

— Что нужно предпринять в первую очередь при возникновении стресса?

— Не стоит поддаваться эмоциям и впадать в панику. Нужно в первую очередь «включить голову» и успокоиться. Сказать самому себе, что то, что с вами происходит  (ощущение страха, скованность, или, напротив, желание убежать куда-нибудь подальше), совершенно нормально.

Это естественная реакция.

В такой ситуации необходимо задать себе несколько вопросов: «Почему это случилось именно со мной?», «Что послужило причиной?», «Можно ли  было предотвратить данную ситуацию?», «Что я могу сделать, чтобы это впредь не повторилось?» — и принять разумное решение.

Кстати

«Снять стресс», «убрать стресс» — значит, избавиться от излишка энергии, которую наше тело выделило нам для борьбы  со стрессом. Не стоит подавлять в себе энергию, необходимо в любом случае дать ей выход. Люди, не дающие выход своим эмоциям в период переживаний, гораздо чаще болеют сердечно-сосудистыми  заболеваниями и страдают от проблем с печенью.

Справка

Не помощник от стресса:

  • алкоголь — иллюзия радости и лёгкости рассеется после пары рюмок спиртного;
  • отвлечение на что-то постороннее, на какие-то приятные размышления или события — вы не даёте выхода негативным эмоциям и энергии, а просто «закапываете» их глубоко внутри. Это тоже не выход.

Помогут справиться со стрессом:

  • физическая активность — хорошее средство избавления от излишков энергии. Можно заняться аэробикой или шейпингом, а  можно хотя бы просто несколько раз глубоко вздохнуть, взмахнуть руками или даже покричать;
  • анализ ситуации, размышления на тему «почему так случилось, и как избежать этого в дальнейшем».

Page 2

В современном мире человеку всё труднее справляться с негативными ситуациями, то и дело возникающими у него на пути. А слово «стресс» уже прочно вошло в наш лексикон. Впрочем, возможно, всё не так  страшно?

В чём причины возникновения стресса и как с ним справиться? На эти и другие вопросы отвечает психолог высшей квалифицированной категории Ольга Хоценко.

Стар и млад

— Какова природа стрессов?

— Это реакция организма на какое-то неблагоприятное воздействие. Организм реагирует на нечто для него неприемлемое. Наш главный инстинкт, заложенный в гипоталамусе, отвечает за выживание. Если человек попадает в негативную для него ситуацию, мозг тоже выстраивает защиту.

В процессе этой реакции в организме выделяются  определённые вещества: адреналин, холестерин. Эти вещества являются своеобразным барьером, защищающим  организм от неблагоприятного воздействия. Их выделяется достаточно для того, чтобы организм справился с негативом.

Стресс может быть реакцией организма и на то, с чем он уже сталкивался, и на что-то совершенно новое.

— Стресс — это явление исключительно негативное?

— Вовсе нет. Если бы в жизни любого живого существа вообще не было стресса, оно  прекратило бы развиваться, постепенно деградировало и в конце концов погибло бы.

— В каком возрасте человек наиболее подвержен стрессу?

— Пожалуй, наиболее подвержены стрессу дети, так как в детском возрасте происходит созревание центральной нервной системы, и она, система, становится наиболее уязвимой.

Люди пожилого возраста также  часто страдают от стресса — на протяжении всей жизни нервные клетки уничтожаются, и к определённому жизненному периоду, к старости, их становится мало.

Тяжело бороться со стрессом людям  с ослабленным иммунитетом.

— Зависит ли стрессоустойчивость от места проживания?

— Да. В Амурской области природный дефицит йода. Из-за этого страдает щитовидная железа. Происходят негативные изменения в организме, усугубляющие его состояние во время стресса. Устойчивость к стрессам понижается.

— Какие природные условия наиболее неблагоприятны для развития стресса?

— Морской климат. Тёплая погода, свежий воздух.

«Столбняк» или суперспособности

  1. — Существуют ли классификации стрессов?
  2. — Да, но это сложные классификации, имеющие место в медицинской практике, но вряд ли в повседневной жизни.

  3. — Как стресс влияет  на организм  человека?

— Стресс может оказывать сильное влияние на состояние органов человека.

Существуют такие термины, как психосоматика (направление в медицине, изучающее влияние психологических факторов на возникновение и течение телесных заболеваний) и психосоматические заболевания.

Наиболее сильно стрессы влияют на органы пищеварения, органы дыхания, сердечно-сосудистую, мочеполовую систему, кожные покровы. Многое зависит и от предрасположенности. У одного вследствие стресса заболит живот, у другого — сердце, у кого-то могут отняться ноги.

— Какова реакция человека на стресс?

— Всё индивидуально. Кто-то может «остолбенеть», замереть и не сдвинуться с места, когда, по логике, нужно делать всё наоборот. Кто-то, напротив, начинает «метаться», предпринимать активные действия.

Часто даже для самого человека может являться полнейшей неожиданностью его поведение в состоянии стресса.

Известен случай, когда во время пожара слабенькая девочка-подросток вынесла на руках из горящего дома огромный тяжёлый телевизор.

— Что нужно предпринять в первую очередь при возникновении стресса?

— Не стоит поддаваться эмоциям и впадать в панику. Нужно в первую очередь «включить голову» и успокоиться. Сказать самому себе, что то, что с вами происходит  (ощущение страха, скованность, или, напротив, желание убежать куда-нибудь подальше), совершенно нормально.

Это естественная реакция.

В такой ситуации необходимо задать себе несколько вопросов: «Почему это случилось именно со мной?», «Что послужило причиной?», «Можно ли  было предотвратить данную ситуацию?», «Что я могу сделать, чтобы это впредь не повторилось?» — и принять разумное решение.

Кстати

«Снять стресс», «убрать стресс» — значит, избавиться от излишка энергии, которую наше тело выделило нам для борьбы  со стрессом. Не стоит подавлять в себе энергию, необходимо в любом случае дать ей выход. Люди, не дающие выход своим эмоциям в период переживаний, гораздо чаще болеют сердечно-сосудистыми  заболеваниями и страдают от проблем с печенью.

Справка

Не помощник от стресса:

  • алкоголь — иллюзия радости и лёгкости рассеется после пары рюмок спиртного;
  • отвлечение на что-то постороннее, на какие-то приятные размышления или события — вы не даёте выхода негативным эмоциям и энергии, а просто «закапываете» их глубоко внутри. Это тоже не выход.

Помогут справиться со стрессом:

  • физическая активность — хорошее средство избавления от излишков энергии. Можно заняться аэробикой или шейпингом, а  можно хотя бы просто несколько раз глубоко вздохнуть, взмахнуть руками или даже покричать;
  • анализ ситуации, размышления на тему «почему так случилось, и как избежать этого в дальнейшем».

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector